Рубрики
Статьи

Функциональная модель: инструмент самооценки и развития

Функциональная модель: инструмент самооценки и развития
Функциональная модель: инструмент самооценки и развитияMFAM основана на шести ключевых функциях менеджмента: прогнозирование или планирование; организация; мотивация; контроль; координация; коммуникация.Первые пять формируют основу системы управления. Шестая функция-«коммуникация»-является объединяющей и отражает характер взаимосвязей в самой системе управления.окажется вовсе отрицательным.
Матрица возможности улучшений показывает степень подготовки основы для проведения изменений:Эффективная зона (высокая результативность проведения изменений): соответствие организационной структуры задачам (организация); использование современных информационных технологий (коммуникация); оценка полученных результатов (контроль); оценка использования ресурсов (контроль); анализ и корректировка деятельности (коммуникация); установление внутренних взаимосвязей (коммуникация); организация процесса производства (организация); определение сфер деятельности (планирование).Рабочая зона (большая вероятность улучшения деятельности): определение стратегических целей и текущих задач (планирование); удовлетворённость результатами труда (мотивация); соответствие полученных результатов целям (контроль);-условия для обучения и профессионального развития (мотивация);-контроль исполнения решений (контроль); измерение удовлетворённости потребителей (контроль); определение ответственности и полномочий (организация); подбор кадров (организация). Умеренная зона (реализация программы улучшений требует детальной подготовки и предварительного анализа коэффициентов): сбор и анализ данных о потребителях (планирование); вовлечение работников в процесс совершенствования (мотивация);-анализ информации о конкурентах (планирование); удовлетворение потребностей работников (мотивация); рациональное распределение ресурсов (планирование); создание условий для работы (организация); условия для обучения и профессионального развития (мотивация); совершенствование системы управления (коммуникация); разрешение споров и конфликтов (коммуникация).Несмотря на то, что коммуникационный профиль определяет критерии «контроль» и «планирование» как наиболее проблемную область, требующую улучшений в первую очередь, подготовленную базу для проведения изменений (когда мнение менеджеров совпадает с мнением работников) имеют категории «контроль» и «организация». Почва для организационных изменений по критерию «мотивация» ещё не готова, а для улучшения деятельности по критерию «планирование» требуется проведение подготовительных мероприятий.Таким образом, деятельность руководства ООО «ФЕЛИКС» по повышению эффективности системы менеджмента организации должна строиться по направлениям и в указанной последовательности:идентификация бизнес-процессов создания продукции (получения добавочной стоимости), построение модели системы менеджмента организации;приведение (построение) организационной структуры управления в соответствие с регламентированной деятельностью в рамках модели системы менеджмента организации;определение и документирование в положениях о подразделениях и должностных инструкциях персонала ответственности, полномочий и порядка взаимодействия должностных лиц и подразделений организации;определение измеримых критериев и показателей оценки полученных результатов (результативности) и использованных для этого ресурсов (эффективности) процессов, подразделений и должностных лиц (отдельных сотрудников). Мониторинг и анализ таких показателей;разработка и принятие кадровой политики. Подбор кадров в соответствии с полученным образованием, опытом работы и личными качествами (способностью и стремлением к обучению, самореализации и творчеству, коммуникабельностью, компетентностью и пр.);организация обратной связи с потребителями, установление системы мониторинга и оценки их удовлетворённости. Построение отношений на основе взаимной выгоды и долгосрочного сотрудничества.Проведенное исследование привело автора к следующим выводам:В рамках предложенной функциональной модели на практике реализуется методология постоянного совершенствования Шухарта-Деминга цикл PDCA. Руководители и менеджеры получают инструмент поиска «узких» мест менеджмента организации, а также возможность сравнения результатов «до» и «после» проведения корректирующих и предупреждающих действий.Особую ценность методология MFAM имеет в силу её универсального характера и возможности применения при оценке деятельности различных субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, сферы деятельности и ориентации на системы менеджмента, соответствующие тем или иным стандартам и методикам. Методология легко адаптируема к изменению внешних условий и состояния внутренней среды, а также к смене стратегических целей организации.Учитывая общий прикладной характер функциональной модели, её следует использовать в комплексе с данными из альтернативных источников, гармонично её дополняющих и иллюстрирующих первоначальные выводы из оценки на основе методологии MFAM.Практическая реализация оценки функционирования СМК и определение направлений совершенствования менеджмента организации в рамках функциональной модели требует определённого уровня подготовки руководства и менеджеров предприятия в области теории менеджмента, если не принятия современной философии качества, то развитого процессного мышления, статистической грамотности и умения работать с цифрами.