«Viberi» Заработать на большой дороге
«Viberi» Заработать на большой дорогеВ Март принес руководителю дирекции инвестиционных проектов иВ программ УК В«ЛидерВ» Сергею Керберу хорошую новость. Несмотря на кризис, иноВстранВные члены консорциума В«Главная дорогаВ» вВ лице испанской FCC, австрийской Alpine иВ португальской Brisa подтвердили свое финансирование проекта строительства обхода трассы M1 В«БеларусьВ» вВ районе города Одинцово. В«Из общего объеВма инВвеВстиВций в 25 млрд рублей частные средства составят 14В млрд, а 11 млрд будут выделены из бюджета, – рассказывает Сергей Кербер. – По предварительным расчетам, доходность вложений в проект составит 18–22% годовых при средневзвешенном тарифе проезда по новой трассе в 4,2–4,9 рубля за 1В км путиВ». Как стало известно В«Ф.В», одним из вариантов финансирования строительства может стать выпуск инфраструктурных облигаций с их последующим выкупом пенсионными фондами под управлением УК В«ЛидерВ» (а управляет она, к примеру, пенсионными деньгами В«ГазпромаВ»). По словам Сергея Кербера, работы по строительству трассы начнутся в июне, аВ первые машины должны поехать по ней уже через два года. Окупить же проект партнеры по В«Главной дорогеВ» планируют за 12–15В лет. Спрос на инфраструктуру. Вообще УК В«Лидер» – далеко не единственная российская компания, для которой инфраструктурные проекты и активы вВ последние полтора года прочно вошли в топ-лист инвестиционных предпочтений. Достаточно сказать, что за этот срок ОАО В«РЖДВ» приобрело контрольный пакет В«МостотрестаВ» (выполняет 40% работ по строиВтельВстВву и ремонту всех мостов в России), В«Система-галсВ» Владимира Евтушенкова пополнилась ООО В«ОрганизаторВ» (генподрядчик строиВтельВстВва Краснопресненского радиуса в Москве), а империя Олега Дерипаски – корпорацией В«ТрансстройВ» (возводит стадион для В«ЗенитаВ» в Петербурге и реконструирует В«ЛенинградкуВ» в Москве). В свою очередь, владелец В«СеверсталиВ» Алексей Мордашов приобрел долю вВ компании В«БамтоннельстройВ» – крупнейшем строиВтеВле тоннелей в Восточной Сибири. Несложно догадаться, что сделка была совершена сВ прицелом на будущую прокладку тоннелей на Сахалин. А акционеры В«ТрансмашхолдингаВ» совместно сВ экс-меВнедВжеВром РАО В«ЕЭС РоссииВ» Михаилом Абызовым приобрели компанию В«ДальмостостройВ» – расчет наверняка делался на будущее участие компании вВ строительстве моста, который соединит ВлаВдиВвоВсток с островом Русский, где в 2012 году пройдет саммит АТЭС. В«Мостостроение считается самым рентабельным сектором вВ автодорожной отрасли, так что неудивительно, что вВ последнее время активы в нем расходятся, как горячие пирожкиВ», – комментирует аналитик В«Тройки ДиалогВ» Михаил Ганелин. Вложениями в инфраструктуру озаботился даВже Роман Абрамович: профинансированное им ЗАО В«ИнВфраВструкВтуВраВ» весной 2008 года приобреВло за 100В млн евро уникальный 19-метровый щит, споВсобВный прокладывать сложнейшие сВ техВниВчеВской точВки зрения тоннели. Кроме того, спеВциВальВные фонВды для инвестиций в инфраструктуру – кажВдый до $1 млрд – еще летом 2008 года создали В«ТройВка ДиаВлогВ» с французской Veolia Water и В«РеВнесВсанс КаВпиВталВ» совместно с финансовой группой Macquarie из Австралии. В В«ТройкеВ» В«Ф.В» подтвердили плаВны приВВобреВтать или брать в управление воВдоВкаВнаВлы иВ объекты водной инфраструктуры в крупВных гоВроВдах – в шорт-лист топ-менеджеров фонда уже воВВшли деВсять российских мегаполисов. Подкоп под Арбат. Приобретая инфраструктурные предприятия, крупный бизнес ориентируется прежде всего на масштабы будущей модернизации страны – по данным Минэкономразвития, на эти цели в рамках частно-государственного партнерства до 2020В года будет выделено около $1В трлн. В«Несмотря на непростую рыночную ситуацию, пока вопрос оВ корректировке этой цифры не стоитВ», – сообщили В«Ф.В» вВ пресс-службе ведомства Эльвиры Набиуллиной. Впрочем, заработать на инфраструктуре можно иВ сегодня – по данным Минфина, только в этом году на развитие и ремонт дорог будет выделено $8,7 млрд, на строительство мостов – $2,5 млрд, на прокладку тоннелей – $1,5 млрд, на совершенствование портовой инВфраВструкВтуВры – $1 млрд. Например, В«ИнфраструктураВ» предложила мэру Москвы Юрию Лужкову строиВтельВстВво подземной трассы под Новым Арбатом. В«Соответствующий проект уже находится на рассмотрении властей города, – говорит совладелец компании Валерий Абрамсон. – Он предполагает освобождение этой магистрали от автомобильного транспорта, строиВтельВстВво подземных паркингов и превращение Нового Арбата в прогулочное и торговое проВстВранВстВво. ИВ все это, конечно, будет сопровождаться воссозданием легендарных арбатских переулковВ».По словам предпринимателя, строительство трасВсы неВВобВВхоВВдиВВмо как для того, чтобы освободить НоВвый АрВВбат от пробок, так и в свете желания гоВродВских влаВВстей превратить центр Москвы вВ едиВную пеВВшеВВходВВную зону, которая замкнет кольцо воВкруг главВВных достопримечательностей столицы. До криВзиВса меВнедВжеВры В«ИнфраструктурыВ» оцеВниВваВли объВВем инвестиций в $1 млрд, но сегодня, сВ учеВтом паВВдеВВния стоимости стройматериалов, эта сумВВма наВВверВВняВВка подвергнется коррекции вВ сторону уменьВшеВния. В«ВВ любом случае мы готовимся предВВстаВВвить проВект вВ Министерство транспорта для вклюВВчеВВния вВ прогВрамВму по частно-государственному партВнерстВву, – расВскаВзыВваВет оВ своих ближайших планах Валерий АбВрамВсон. – ИВ на этом останавливаться не собираемся: мы хотим участвовать в строительстве северного иВ южВноВго дублеров Кутузовского проспекта, всех тонВнельВных участков четвертого транспортного кольВца, модернизации всех существующих развязок на МКАДе и,В конечно, вВ создании дублера Рублево-УсВпенВскоВго шоссеВ». По словам главы департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Александра Мишарина, вложения вВ строиВтельВстВво дорог, мостов и прочих объектов выгодны инВвеВстоВрам еще и по той причине, что у них появилась возможность привлечь на это В«длинныеВ» деньги инВстиВтуВциоВнальВных инВвеВстоВров, в том числе ВЭБа иВ Пенсионного фонда России. ВВ самом деле, если раньше тот же ПФР мог инвестировать короткие деньги только в госбумаги на небольшой срок, а ВЭБ – в госбумаги и ипотечные бумаги сВ госгарантиями, то теперь, после того как Минюст зарегистрировал изменения в правила организации торгов на рынке ценных бумаг, они могут бесВпреВпятВственВно вкладывать средства и в инфраструктурные облигации. В«Учитывая, что под управлением ВЭБа сейчас находится примерно 350 млрд рублей пенсионных накоплений, можно не сомневаться, что в будущем нас ждет бум этих инструментовВ», – полагает Михаил Ганелин. По данным Газпромбанка, намерение выВпуВстить инфраструктурные облигации высказали В«ТранснефтьВ», В«ГазпромВ», РЖД, В«РусгидроВ» иВ еще ряд компаний – всего в 2009 году их может быть эмитировано на 500В млрд рублей.
Рубрики