Рубрики
Статьи

«Viberi» Заработать на большой дороге

«Viberi» Заработать на большой дороге
«Viberi» Заработать на большой дорогеВ Март принес руководителю дирекции инвестиционных проектов иВ программ УК В«ЛидерВ» Сергею Керберу хорошую новость. Несмотря на кризис, иноВ­странВ­ные члены консорциума В«Главная дорогаВ» вВ лице испанской FCC, австрийской Alpine иВ португальской Brisa подтвердили свое финансирование проекта строительства обхода трассы M1 В«БеларусьВ» вВ районе города Одинцово. В«Из общего объеВ­ма инВ­веВ­стиВ­ций в 25 млрд рублей частные средства составят 14В млрд, а 11 млрд будут выделены из бюджета, – рассказывает Сергей Кербер. – По предварительным расчетам, доходность вложений в проект составит 18–22% годовых при средневзвешенном тарифе проезда по новой трассе в 4,2–4,9 рубля за 1В км путиВ». Как стало известно В«Ф.В», одним из вариантов финансирования строительства может стать выпуск инфраструктурных облигаций с их последующим выкупом пенсионными фондами под управлением УК В«ЛидерВ» (а управляет она, к примеру, пенсионными деньгами В«ГазпромаВ»). По словам Сергея Кербера, работы по строительству трассы начнутся в июне, аВ первые машины должны поехать по ней уже через два года. Окупить же проект партнеры по В«Главной дорогеВ» планируют за 12–15В лет. Спрос на инфраструктуру. Вообще УК В«Лидер» – далеко не единственная российская компания, для которой инфраструктурные проекты и активы вВ последние полтора года прочно вошли в топ-лист инвестиционных предпочтений. Достаточно сказать, что за этот срок ОАО В«РЖДВ» приобрело контрольный пакет В«МостотрестаВ» (выполняет 40% работ по строиВ­тельВ­стВ­ву и ремонту всех мостов в России), В«Система-галсВ» Владимира Евтушенкова пополнилась ООО В«ОрганизаторВ» (генподрядчик строиВ­тельВ­стВ­ва Краснопресненского радиуса в Москве), а империя Олега Дерипаски – корпорацией В«ТрансстройВ» (возводит стадион для В«ЗенитаВ» в Петербурге и реконструирует В«ЛенинградкуВ» в Москве). В свою очередь, владелец В«СеверсталиВ» Алексей Мордашов приобрел долю вВ компании В«БамтоннельстройВ» – крупнейшем строиВ­теВ­ле тоннелей в Восточной Сибири. Несложно догадаться, что сделка была совершена сВ прицелом на будущую прокладку тоннелей на Сахалин. А акционеры В«ТрансмашхолдингаВ» совместно сВ экс-меВ­недВ­жеВ­ром РАО В«ЕЭС РоссииВ» Михаилом Абызовым приобрели компанию В«ДальмостостройВ» – расчет наверняка делался на будущее участие компании вВ строительстве моста, который соединит ВлаВ­диВ­воВ­сток с островом Русский, где в 2012 году пройдет саммит АТЭС. В«Мостостроение считается самым рентабельным сектором вВ автодорожной отрасли, так что неудивительно, что вВ последнее время активы в нем расходятся, как горячие пирожкиВ», – комментирует аналитик В«Тройки ДиалогВ» Михаил Ганелин. Вложениями в инфраструктуру озаботился даВ­же Роман Абрамович: профинансированное им ЗАО В«ИнВ­фраВ­струкВ­туВ­раВ» весной 2008 года приобреВ­ло за 100В млн евро уникальный 19-метровый щит, споВ­собВ­ный прокладывать сложнейшие сВ техВ­ниВ­чеВ­ской точВ­ки зрения тоннели. Кроме того, спеВ­циВ­альВ­ные фонВ­ды для инвестиций в инфраструктуру – кажВ­дый до $1 млрд – еще летом 2008 года создали В«ТройВ­ка ДиаВ­логВ» с французской Veolia Water и В«РеВ­несВ­санс КаВ­пиВ­талВ» совместно с финансовой группой Macquarie из Австралии. В В«ТройкеВ» В«Ф.В» подтвердили плаВ­ны приВ­В­обреВ­тать или брать в управление воВ­доВ­каВ­наВ­лы иВ объекты водной инфраструктуры в крупВ­ных гоВ­роВ­дах – в шорт-лист топ-менеджеров фонда уже воВ­В­шли деВ­сять российских мегаполисов. Подкоп под Арбат. Приобретая инфраструктурные предприятия, крупный бизнес ориентируется прежде всего на масштабы будущей модернизации страны – по данным Минэкономразвития, на эти цели в рамках частно-государственного партнерства до 2020В года будет выделено около $1В трлн. В«Несмотря на непростую рыночную ситуацию, пока вопрос оВ корректировке этой цифры не стоитВ», – сообщили В«Ф.В» вВ пресс-службе ведомства Эльвиры Набиуллиной. Впрочем, заработать на инфраструктуре можно иВ сегодня – по данным Минфина, только в этом году на развитие и ремонт дорог будет выделено $8,7 млрд, на строительство мостов – $2,5 млрд, на прокладку тоннелей – $1,5 млрд, на совершенствование портовой инВ­фраВ­струкВ­туВ­ры – $1 млрд. Например, В«ИнфраструктураВ» предложила мэру Москвы Юрию Лужкову строиВ­тельВ­стВ­во подземной трассы под Новым Арбатом. В«Соответствующий проект уже находится на рассмотрении властей города, – говорит совладелец компании Валерий Абрамсон. – Он предполагает освобождение этой магистрали от автомобильного транспорта, строиВ­тельВ­стВ­во подземных паркингов и превращение Нового Арбата в прогулочное и торговое проВ­стВ­ранВ­стВ­во. ИВ все это, конечно, будет сопровождаться воссозданием легендарных арбатских переулковВ».По словам предпринимателя, строительство трасВ­сы неВ­В­обВ­В­хоВ­В­диВ­В­мо как для того, чтобы освободить НоВ­вый АрВ­В­бат от пробок, так и в свете желания гоВ­родВ­ских влаВ­В­стей превратить центр Москвы вВ едиВ­ную пеВ­В­шеВ­В­ходВ­В­ную зону, которая замкнет кольцо воВ­круг главВ­В­ных достопримечательностей столицы. До криВ­зиВ­са меВ­недВ­жеВ­ры В«ИнфраструктурыВ» оцеВ­ниВ­ваВ­ли объВ­В­ем инвестиций в $1 млрд, но сегодня, сВ учеВ­том паВ­В­деВ­В­ния стоимости стройматериалов, эта сумВ­В­ма наВ­В­верВ­В­няВ­В­ка подвергнется коррекции вВ сторону уменьВ­шеВ­ния. В«ВВ любом случае мы готовимся предВ­В­стаВ­В­вить проВ­ект вВ Министерство транспорта для вклюВ­В­чеВ­В­ния вВ прогВ­рамВ­му по частно-государственному партВ­нерстВ­ву, – расВ­скаВ­зыВ­ваВ­ет оВ своих ближайших планах Валерий АбВ­рамВ­сон. – ИВ на этом останавливаться не собираемся: мы хотим участвовать в строительстве северного иВ южВ­ноВ­го дублеров Кутузовского проспекта, всех тонВ­нельВ­ных участков четвертого транспортного кольВ­ца, модернизации всех существующих развязок на МКАДе и,В конечно, вВ создании дублера Рублево-УсВ­пенВ­скоВ­го шоссеВ». По словам главы департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Александра Мишарина, вложения вВ строиВ­тельВ­стВ­во дорог, мостов и прочих объектов выгодны инВ­веВ­стоВ­рам еще и по той причине, что у них появилась возможность привлечь на это В«длинныеВ» деньги инВ­стиВ­туВ­циоВ­нальВ­ных инВ­веВ­стоВ­ров, в том числе ВЭБа иВ Пенсионного фонда России. ВВ самом деле, если раньше тот же ПФР мог инвестировать короткие деньги только в госбумаги на небольшой срок, а ВЭБ – в госбумаги и ипотечные бумаги сВ госгарантиями, то теперь, после того как Минюст зарегистрировал изменения в правила организации торгов на рынке ценных бумаг, они могут бесВ­преВ­пятВ­ственВ­но вкладывать средства и в инфраструктурные облигации. В«Учитывая, что под управлением ВЭБа сейчас находится примерно 350 млрд рублей пенсионных накоплений, можно не сомневаться, что в будущем нас ждет бум этих инструментовВ», – полагает Михаил Ганелин. По данным Газпромбанка, намерение выВ­пуВ­стить инфраструктурные облигации высказали В«ТранснефтьВ», В«ГазпромВ», РЖД, В«РусгидроВ» иВ еще ряд компаний – всего в 2009 году их может быть эмитировано на 500В млрд рублей.