«Viberi» Замена против масштаба
«Viberi» Замена против масштабаВ 2007 году штаб-квартира ВТБ располагалась в четырех офисах. Обмен информацией между отдельными зданиями вызывал проблемы, а IT-инфраструктура офисов в целом не отвечала потребностям ВТБ. На прошлой неделе банк объявил о завершении создания IT-инфраструктуры своего нового центрального офиса в башне «Федерация». «Сердцем» вычислительной инфраструктуры банка стал центр обработки данных площадью более 500 кв. метров, который располагается на 22-м этаже здания. Чтобы оптимально использовать пространство ЦОД и подстраивать его под потребности бизнеса, используется масштабируемое решение Rittal Rimatrix5, которое включает пять составляющих: – сменные системные модули; – систему охлаждения; – систему питания (источники, распределение); – стойки; – систему мониторинга. В итоге система охлаждения серверов имеет двукратный запас мощности, а заложенные принципы надежности поддерживают работу систем data-центра в течение 4 часов в аварийном режиме. В целом на создание IT-инфраструктуры ушло более трех лет.Растущий организм. Заказ ВТБ стал самым крупным подобным проектом в России, по крайней мере, за 2010 год. Однако у любого растущего бизнеса может возникнуть подобная проблема: несоответствие IT-инфраструктуры встающим перед ним задачам. Ситуация, когда появляется новое бизнес-направление, требующее мощной IT-поддержки, или грядет интеграция предприятий в результате M&A;, сама собой потребует затрат. Но если речь идет об органическом росте, то до определенного момента проблемы решаются простым масштабированием. Как понять, что скоро возможности наращивания будут исчерпаны? Тем более что суммы на обновление потребуются немалые: порой смена вычислительных комплексов обходится в миллионы долларов. Далеко не каждая компания может позволить себе такие IT-затраты без предварительного планирования. Признаки ситуации, когда вычислительному комплексу нужна полная реорганизация, перечисляют эксперты рынка. «Когда масштабирование становится постоянным процессом и требует отвлечения незапланированных средств», – говорит директор по развитию бизнеса компании «Техносерв» Владимир Щукин, – или ресурсы горизонтального и вертикального масштабирования исчерпаны, и программные решения работают на максимуме производительности». Есть и обратная ситуация. «Важный критерий качества работы современной IT-службы – коэффициент загрузки вычислительной мощности, – уверен директор партнерских программ компании «Форс» Андрей Тамбовский. – Например, если серверы в компании работают с загрузкой процессоров, не превышающей нескольких процентов, это может стать поводом к началу оптимизации серверной инфраструктуры».Покупка без примерки. Если признаки указывают на необходимость реорганизации вычислительного комплекса, то надо к ней готовиться. Но подходить к решению проблемы можно по-разному, в том числе совершая распространенные ошибки.Следует сразу рассчитывать, что CIO не сможет самостоятельно оценить потребности компании в вычислительных мощностях. Поэтому требования формулируются не только IT-департаментом, но и руководством бизнес-подразделений. Если при этом будет присутствовать независимый компетентный специалист – еще лучше. «По опыту «Техносерва» такие группы организуются на предприятиях в качестве «предпродажной подготовки» перед запуском проекта, – рассказывает Владимир Щукин. – В нашей практике есть примеры, когда при выработке правильной архитектуры и IT-стратегии вычислительные комплексы заказчика с заранее спрогнозированным масштабированием работают до 5–7 лет без вмешательства».Первый порыв большинства компаний выливается в стремление сэкономить. Нет понимания, что собственный IT-отдел призван поддерживать существующую инфраструктуру, но никак не отвечать за глобальные инициативы. Андрей Тамбовский рассказывает, как создание вычислительного комплекса «с нуля» собственными силами выглядит со стороны глазами специалиста: пытаясь самостоятельно собрать аппаратную часть из комплектующих, а потом самостоятельно разработать софт, заказчик совершает одну ошибку за другой. Убедившись, что сам справиться не может, приглашает IT-специалистов со стороны. Начинается исправление ошибок, выяснение истинных целей и задач проекта. На это требуются время и средства. Пока идет доработка, устаревают технологии, изменяются бизнес-процессы, созданное решение становится неактуальным. Все начинается сначала, и в рабочее состояние система так и не приходит.Среди самых распространенных ошибок – неправильная оценка масштабов бизнеса, покупка мощностей без «запаса прочности». «Кроме того, часто серверы покупаются под задачи конкретного бизнес-подразделения, без учета единой картины. Нередко вендор меняется со сменой руководителя IT-подразделения, в результате на предприятии накапливается разношерстный «зоопарк» оборудования, не позволяющего эффективно и экономно развивать IT-систему», – перечисляет промахи Владимир Щукин. Подобные проблемы «лечатся» созданием IT-стратегии, только это должен быть не формальный документ для галочки, а продуманные планы, основанные на планах развития бизнеса.
Рубрики