Рубрики
Статьи

«Viberi» Выгодный малый

«Viberi» Выгодный малый
«Viberi» Выгодный малыйДля российских банкиров кредитование малого бизнеса – один из немногих поводов для гордости в условиях кризиса ликвидности. Тогда как даже федеральным операторам приходится тормозить развитие кредитной розницы, ссуды корпоративным «малышам» выдаются на удивление легко. Все крупные операторы рынка, опрошенные «Выбери!by», бодро рапортуют о положительной динамике. Так, в Росбанке портфель кредитов МСБ с начала года вырос на 21%, Абсолют-банку удалось за тот же период удвоить показатели. У Альфа-банка прирост составил 80%, у Собинбанка – 34%, в Промсвязьбанке объем ссуд для МСБ увеличился с января в 9,4 раза. В то же время совокупные активы банковского сектора за первое полугодие увеличились всего на 14,6%. Секрет в том, что, несмотря на высокие риски, банки до сих пор выдавали кредиты малому бизнесу без особого ущерба для своей ликвидности.
МСБ везде дорога. Доля ссуд малому бизнесу в совокупных портфелях банков невелика и составляет в среднем от 1,5%
до 7–8%. По этой причине «малыши» не отнимают у кредиторов столько ликвидности, сколько розничные клиенты или «крупняк». «Клиенты МСБ находятся в более выгодном положении, нежели крупный «корпоратив»: объемы выдачи не сокращаются, поскольку в этом сегменте банки оперируют менее крупными и более короткими ссудами с повышенной доходностью», – рассуждает начальник управления разработки и продвижения продуктов и услуг для МСБ Росбанка Вера Маркосова. Средний уровень ставок для малого бизнеса – 16–18% годовых, средний срок кредита – два года, самые «ходовые» суммы – до 2–2,5 млн рублей. По сравнению с той же ипотекой маржа ощутимо выше, да и «короткое» финансирование с экстремального нынче рынка привлечь банкирам проще.
В таких условиях пул ключевых игроков рынка остался неизменным. Лидеры прежние – ВТБ24 и КМБ-банк, за ними ноздря в ноздрю идут «Уралсиб», Абсолют-банк, Росбанк, МДМ-банк, Промсвязьбанк, Урса-банк. Ни от одного оператора «Выбери!by» не удалось добиться признания в возможном сокращении темпов кредитования небольших компаний, напротив, планов – громадье. «На 1 сентября 2008 года доля кредитов МСБ в общем портфеле банка составила 8%, в планах – увеличить показатель до 15–20% в течение 3–5 лет», – рассказывает вице-президент Промсвязьбанка Елена Махота. По словам руководителя блока «малый и средний бизнес» Альфа-банка Чабы Зентаи, сейчас расширяется география продаж, активно наращивается клиентская база, увеличивается продуктовый ряд.
Возможно, операторам, которые не в силах финансировать сейчас низкомаржинальные розничные программы, имеет смысл обратить внимание на малый бизнес? Такие планы действительно были у некоторых банков, но на практике «переводить стрелки» получается плохо. Руководитель банка из топ-50 признался «Выбери!by», что департамент МСБ и линейка продуктов уже были сформированы, однако в последний момент акционеры и менеджмент передумали запускать программу. «Мы посмотрели на условия и поняли, что требования к качеству заемщиков, которые мы заложили, неконкуренты, но смягчать их в пиковых условиях на рынке мы не готовы», – откровенничает банкир. Кстати, зампред одного из нишевых банков, который работает с МСБ всего несколько месяцев, вначале очень охотно согласился пообщаться с «Выбери!by», но в последний момент отменил встречу «из-за форс-мажора». Как выяснилось позже, программу неожиданно закрыли.
Ничего удивительного в таких инцидентах нет, уверяют опытные операторы. «Возможно, пустить часть денег в этот сегмент и выгодно, однако эффективно перераспределить ресурсы в пользу МСБ смогут лишь те банки, у которых отточены технологии анализа бизнеса таких заемщиков и которые умеют формировать безрисковый портфель», – считает заместитель начальника управления кредитования МСБ Абсолют-банка Алексей Барабанов.
На пути к кризису. «У всякого кризиса есть этапы. Мы сейчас переживаем первый-второй этап. Сложности у малых предприятий начинаются примерно на четвертом-пятом, когда вся экономика начинает испытывать проблемы. Малый бизнес работает в сегменте потребления. Когда произойдет падение доходов населения, тогда малый бизнес начнет терять клиентов», – поясняет предправления банка из топ-40.
Впрочем, кризис может добраться до «малышей» раньше. Уже сейчас ряд банков, по словам конкурентов, сворачивают программы кредитования МСБ или предъявляют запретительные требования к заемщикам, среди которых совсем немного прозрачных компаний. «В результате происходит перетекание многих клиентов из одной финансовой организации в другую, в том числе к нам», – подтверждает начальник управления розничного кредитования Номос-банка Олег Луговой. «К нам нередко обращаются заемщики из других кредитных учреждений, которых не устраивают новые условия, в частности требования к стандартам отчетности, качеству залога. Немаловажным является и тот факт, что Сбербанк повысил ставки малому и среднему бизнесу на 2 процентных пункта. Влияние кризиса на сегмент кредитования МСБ, может быть, менее очевидно, но оно, безусловно, есть», – рассказывает предправления СДМ-банка Максим Солнцев.
По словам Алексея Барабанова из Абсолют-банка, повышение ставок не планируется в течение ближайшего месяца. А Росбанк рассчитывает сохранить текущие условия по меньшей мере до конца года. И все же предпринимателям не стоит рассчитывать на дешевизну. По оценкам Елены Махоты из Промсвязьбанка, в целом по рынку ставки по кредитам МСБ в зависимости от суммы и сроков увеличились на 1–4% годовых. Чаба Зентаи из «Альфы» сообщил, что в связи с конъюнктурой рынка банк планирует увеличить их «в среднем на 1,5–2% годовых». «Мы заранее спрогнозировали развитие ситуации и повышали ставки постепенно. Это был запланированный процесс, и клиентов банк предупреждал за полтора-два месяца. Поэтому нам не пришлось прибегать к резкому подъему, который мог бы испугать заемщиков», – поясняет Олег Луговой из Номос-банка.