Рубрики
Статьи

«Viberi» Вы хотели party?

«Viberi» Вы хотели party?
«Viberi» Вы хотели party?Во время чемпионата мира в ЮАР свою заявку на проведение аналогичного турнира в 2018 году в одном из фешенебельных местных отелей презентовала российская делегация. На закрытом от прессы мероприятии, как говорят, мелькали знакомые всему футбольному люду лица – Роман Абрамович, Андрей Аршавин. Однако презентация закончилась конфузом – из трех книг, которые представляли заявку нашей страны, две были украдены. Та же история произошла и с голландской заявкой. Месяц, который длился ЧМ, функционеры внимательно изучали опыт организации турнира в ЮАР. ФИФА, командам и болельщикам он очень пригодится – предстоящие турниры также пройдут в достаточно колоритных местах. Через четыре года мировое первенство примет славящаяся беспрецедентным уровнем уличной преступности Бразилия, а в 2018 году, не исключено, футбольный праздник приедет в непредсказуемую Россию.Что им стоит стадион построить? В ЮАР поспешили заявить о коммерческом успехе еще до окончания турнира: доходы от проведения чемпионата мира должны составить 3,9 млрд евро, заявил министр финансов страны Правин Гордхан. Расходы, согласно официальным данным, составили 3,5 млрд евро, а в целом затраты на создание инфраструктуры мундиаля оказались сравнимы с 10-летним объемом инвестиций в строительство муниципального жилья в ЮАР, подсчитали эксперты. Однако аналитики African Development Bank подкрепили позитив властей – ЧМ-2010 должен разогнать экономику страны на 0,2% к прогнозировавшимся ранее 2,4% ВВП.Тем не менее в ЮАР рискуют В«надорватьсяВ» уже после того, как туристы разъедутся по домам. На балансе городских властей остается десяток грандиозных стадионов (например, Soccer City в Йоханнесбурге – крупнейшая крытая арена, построенная для ЧМ). На строительство и модернизацию этих объектов ушло, по разным оценкам, от $1,2 до $2 млрд. Для слабой экономики ЮАР суперсовременная спортивная инфраструктура станет тяжким бременем. В«Учитывая нормы амортизации, можно предположить, что стоимость эксплуатации будет составлять около 2–5% в год от суммы строительства. Но принимая во внимание благоприятный климат в ЮАР, эта цифра будет ближе кВ нижней границе, то есть речь будет идти примерно о $30–40 млн. в годВ», – подсчитал партнер Deloitte Шариф Галеев. И если стадион Green Point после ЧМ станет домашним сразу для двух местных клубов – В«Аякс КейптаунВ» и В«СантосВ», то многие другие останутся бесхозными. Из-за отсутствия крупных спортивных мероприятий в ЮАР и невысокого уровня внутреннего футбольного первенства уже через 2–3 года половина стадионов будет законсервирована, предрекают эксперты. Африканцы не одиноки – к примеру, после розыгрыша мирового кубка в Японии и Южной Корее вВ 2002 году, на налогоплательщиков Страны восходящего солнца также легло содержание восьми стадионов в размере от $2 млн до $6 млн в год за каждую из арен.Российский бюджет ЧМ-2018 будет внушительнее южноафриканского и составит не менее $6 млрд. По закону жанра, смета постепенно В«распухнетВ» еще вВ 2–3 раза. Но даже сейчас это больше, чем собирается инвестировать Катар, претендующий на проведение ЧМ-2022. Там готовы вложить в строительство стадионов с охлаждением более $4 млрд. В России это никого не смущает – у нас как-то не принято зарабатывать на проведении масштабных мероприятий (будь то В«ЕвровидениеВ» или Олимпиада в Сочи). Имидж важнее.Чемпионская наценка. Сливки с ЧМ-2010 снимут и европейские футбольные гранды. Майки с фамилиями героев южноафриканского турнира – неплохое подспорье в экономической деятельности. В«Коммерческие доходы клубов зависят от чемпионата. Если в Испании и Англии они, включая доход от продажи маек с фамилиями игроков, составляют около 30% доходной части (а у таких клубов, как В«РеалВ» и В«БарселонаВ» достигают 30–35%), то вВ  Германии эта сумма может достигать 50% бюджетаВ», – отмечает Шариф Галеев. По предварительным расчетам, больше других на продаже атрибутики в предстоящем сезоне сумеют заработать В«БарселонаВ» (семь ее игроков дошли до полуфинала ЧМ в качестве игроков основы своих сборных) и В«БаварияВ» (шесть игроков). Настоящими героями стали 19-летний форвард мюнхенцев Томас Мюллер иВ 21-летний плеймейкер В«ВердераВ» Месут Озил. В«Нет сомнений, что продажи атрибутики с фамилиями этих игроков, а также их трансферная стоимость после чемпионата мира резко вырастутВ», – говорит гендиректор Prof-Sport Company Олег Малежик.Рост трансферной стоимости игроков – еще одно следствие ЧМ. Недаром перед чемпионатом мира В«БарселонаВ» так спешила – переход форварда В«ВаленсииВ» Давида Вильи состоялся чуть ли не на следующий день после окончания сезона в Примере. Тогда игрок обошелся сине-гранатовым в 40 млн евро. По подсчетам экспертов Prof-Sport Company, участие в столь масштабных турнирах приплюсовывают к стоимости футболиста 15–20%. Однако наибольшую В«прибавкуВ» получают игроки, которые участвуют в плей-офф. В«ВВ среднем трансферная стоимость после удачного выступления вырастает в 1,5–2 разаВ», – утверждает Шариф Галеев. Так, форвард сборной Германии Лукас Подольски, стоимость которого до начала ЧМ оценивалась в 10 млн евро, продемонстрировав впечатляющую игру, стал объектом интереса В«МиланаВ», В«ЮвентусаВ» и В«Манчестер СитиВ». Его В«ценникВ» мгновенно достиг отметки в 20 млн евро. Еще один объект живейшего интереса скаутов – словак Роберт Виттек. Отнюдь не звездный форвард отличился на полях ЮАР четырежды и стал объектом интереса В«РубинаВ», В«ЗенитаВ» и московского В«СпартакаВ». Потенциальным покупателям теперь придется прилично переплатить – накануне мундиаля Виттек оценивался в 2,3 млн евро. Сейчас торги начнутся как минимум с 3,5 млн евро.В«БарселонаВ» в итоге не прогадала – В«царь ДавидВ» на пути к финалу наколотил пять мячей, а клуб имеет все шансы уже в течение стартующего в сентябре сезона отбить затраты на его трансфер только на продаже атрибутики. Зато ЦСКА, не пожелавший продавать Милоша Красича перед ЧМ В«ЮвентусуВ» за 12 млн евро, после бесславного выступления игрока на турнире, рискует расстаться с ним за существенно меньшие деньги, чем предполагалось ранее.Рекламный трюк. По подсчетам компании Visa, во время групповой стадии ЧМ-2010 туристы и участники соревнований потратили в ЮАР по безналу $176 млн, что на 65% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо признанных лидеров по тратам, активно вели себя туристы из Мозамбика и Ботсваны, оставившие на территории страны-хозяйки турнира $4,9 и $4,3 млн соответственно. Расходы главным образом связаны с оплатой проживания, авиабилетов, аренды автомобилей и питания. Цифры могли быть больше, если бы не неразвитость местной эквайринговой инфраструктуры. Наличными туристы оставили в ЮАР значительно большую сумму. Траты распределены неравномерно – больше всего денег останется в Йоханнесбурге, а вот Полокван и Нельспрут, где прошли не самые В«топовыеВ» матчи, на впечатляющий экономический эффект рассчитывать не могут. Помимо множества организационных проблем, турнир в ЮАР продемонстрировал, как непросто в таких странах приходится и партнерам ФИФА. В Южной Африке зафиксировано несколько тысяч случаев так называемого паразитического маркетинга. Компанию Bavaria обвинили в несанкционированной рекламе на стадионе, что ущемляло права официального спонсора, Budweiser. Кроме того, несмотря на то что официальным спонсором турнира является Adidas, по всей стране преспокойно висели постеры и продавалась продукция Nike (тем не менее Adidas отрапортовал оВ продажах атрибутики на $1,5 млрд только за первые 10 дней турнира).Учитывая уровень коррупции и страсть соотечественников к контрафакту, майки Fick Fufa, продающиеся в ЮАР тысячными тиражами, могут показаться чиновникам ФИФА и спонсорам мундиаля невинной шуткой, если турнир в 2018-м отдадут России.