«Viberi» Вошли в пике
«Viberi» Вошли в пикеВ В первой половине прошлого года развитие российского лизинга шло по накатанной колее: в 2007-м этот вид финансовой индустрии вырос более чем в 2,3 раза (сВ $15,1 млрд до $36,4 млрд) и тормозить не собирался. Согласно январским прогнозам аналитиков и участников рынка, в 2008-м отрасль должна была увеличиться еще минимум вдвое и превысить планку $70 млрд. Однако не удалось. С осени 2008 года при общем сохранении спроса на услуги финансовой аренды, у лизинговых компаний (ЛК) стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Основная причина этого явления заключается в нарушении механизма рефинансирования портфелей: из-за деноминации котируемый в рублях капитал лизингодателей обесценился, банки почти перестали выдавать кредиты, большое количество ссуд было отозвано досрочно, аВ рынок облигационных заимствований не позволял большинству компаний привлекать дополнительные ресурсы. Все эти факторы обусловили остаВновку рынка – рост нового бизнеса практически прекратился.Резкое ограничение предложений заемных средств и ужесточение требований кредиторов кВ большинству лизинговых компаний привели кВ столь значительному спаду, что впервые за десять лет на рынке финансовой аренды произошло падение объемов. Причем рынок по сравнению сВ 2007‑м сократился почти на четверть (на 24,7%) иВ вВ итоге составил $26,6 млрд. С учетом интенсивного роВста, наблюдавшегося вплоть до начала лета 2008‑го, многие эксперты констатировали почти полную остаВновВку деятельности лизинговых компаний (ЛК) со второй половины третьего квартала. По сравнению с 2007-м доля лизинга в ВВП снизилась с 2,1 до 1,4% (ниже уровня 2006-го), а его роль вВ объеме инвестиций в основной капитал упала более чем в два раза – с 14,1 до 6,6%. При этом количество договоров увеличилось на 13,5% и превысило 72В тыс. штук. Сопоставимо с количеством контрактов возросли также количество лизингополучателей (+13,3%, свыше 42 тыс. предприятий) и суммарный портфель ЛК (+18,2%, более 545 млн рублей). Диагноз. По мнению аналитиков В«РослизингаВ», главными причинами сложившейся в отрасли сиВтуаВции стали неблагоприятные условия на финансовых рынках и непродуманная кредитная политика самих ЛК. На протяжении последних десяти лет инВдустВрия финансовой аренды была одной из самых динамично развивающихся в России. Объемы рынка иВ количество сделок росли экспоненциально. Но одновременно с этим росла и конкуренция между участниками рынка, которые в борьбе за новые рынки сбыта и клиентов массово прибегали к дешевым краткосрочным и среднесрочным кредитам, тем самым нарушая баланс между активами иВ пассивами. Осенью 2008 года, когда мировой финансовый кризис докатился до России, стоимость заемных средств резко возросла. К тому же банки, чье фондирование также сильно сократилось, полностью отказались от кредитования лизинговых проектов. ЛК столкнулись с тотальной нехваткой ликВвидВноВсти при ограниченных объемах собственных средств иВ снижении потенциала для привлечения внешнего финансирования. Это привело к тому, что к декабрю 2008 года у большинства ЛК произошло значительное снижение объемов обеспеченных ресурсами новых сделок. При этом спрос на лизинговые услуги был очень велик: в условиях сокращения кредитных прогВрамм банков предприятия рассматривали финансовую аренду как возможность альтернативного привлечения средств. Количество обращений в ЛК выросло на 22% и превысило 44,2 тыс. В то же время количество одобренных и профинансированных обращений сократилось на 8,5% и составило 24,7В тыс. Таким образом, в 2008 году доля одобренных предложений со стороны лизингополучателей составила 55,8% от их общего числа против 77,7% годом ранее.Эксперты В«РослизингаВ» обращают особое внимание на дополнительное негативное возВдейВстВвие, которое оказала на рынок изменившаяся политика РЖД, сокративших программу обновления подвижного состава при помощи финансовой аренды. В последние годы лизинг железнодорожного транспорта являлся одним из самых быстрорастущих сегментов, но в 2008 году РЖД стали отказываться от этого инструмента для обновления основных фондов. Однако при сохранении негативных тенденций второй половины 2008 года аналитики указывают на положительные моменты: увеличение коВлиВчеВстВва лизингополучателей говорит о растущей популярности финансовой аренды. Причем рост происходил не столько за счет Москвы и Петербурга, сколько в регионах.Структура. В 2008 году рынок лизинга по объему нового бизнеса претерпел значительные изменения. Лидером рынка стал лизинг автотранспорта (32,25% против 24,99% в 2007-м). Второе место осталось за финансовой арендой оборудования (28,75% против 28,85% в 2007-м). Следует отметить значительное уменьшение количества сделок по сегменту Big ticket, в который входят контракты с железнодорожным транспортом, авиатехникой и водными судами. Кроме того, почти вдвое увеличились доли лизинга сельскохозяйственной техники и лизинга недвижимости. По стальным позициям распределение осталось без существенных изменений.По количеству заключенных контрактов никаких изменений на рынке не произошло. Все так же подавляющее большинство сделок (около 70%) приходится на долю автотранспорта.Одной из основных тенденций последних нескольких лет было ускоренное развитие лизинга в регионах. Этот процесс происходил в два этапа. Вначале ЛК сами шли в провинцию, открывая свои филиалы. Однако на местах с недоверием относились к новой услуге, не понимая сути финансовой аренды и ее преимущества перед кредитом. СВ 2008В года ситуация начала меняться. У региональных предприятий возник устойчивый спрос, и лизинг начал применяться практически во всех субъектах федерации. Лишь в Камчатском крае и Ингушетии в прошлом году не было зафиксировано ни одной сделки. А из ЛК, участвовавших в исследовании В«РослизингаВ», только одна не имеет сделок сВ лизингополучателями за пределами Москвы и Петербурга. Однако для дальнейшего расширения реВгиоВнальВноВго бизнеса и привлечения новых клиентов ЛК требовались значительные средства. Из-за кризиса ликвидности темпы появления новых реВгиоВнальВных подразделений существенно замедлились, иВ вВ начале осени 2008-го некоторые лизингодатели стали сокращать свои сети. В итоге к началу 2009В года лишь 53% опрошенных В«РослизингомВ» ЛК имели хотя бы один филиал.Объем нового бизнеса сократился в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Наибольшее снижение наблюдается в столице – на 35,2%. В итоге доля Москвы за год сократилась с 41,3 до 27,8%. Сегменты нового бизнеса других регионов выросли, причем доля Центрального федерального округа увеличилась почти в два раза – с 8,3 до 16%. СВ небольшим отставанием следует Южный федеральный округ. Объем новых сделок в обоих регионах стал больше на 84,15 и 58,58% соответственно. Количество лизингополучателей сократилось лишь на Северо-Западе – на 13,5%. В других российских округах наблюдался рост – от 1,5% на Дальнем Востоке до 32% в ЦФО и ЮФО. Распределение. Лидером рынка по итогам 2008В года стала ЛК В«УралсибВ», объем нового бизнеса которой превысил 39,5 млрд рублей. За ней с небольшим отставанием следует В«Илюшин Финанс КоВ» (чуть более 38 млрд рублей). Вошедший в ТОП‑5 Europlan стал самой массовой клиентской компанией, заключив в течение 2008 года свыше 15,6 тыс. контрактов. Ближайший преследователь В«CARCADE ЛизингВ» отстал от лидера по этому показателю вВ 1,7В раза, но зато существенно опередил по количеству лизингополучателей (9,2 тыс. против 7,7В тыс. уВ Europlan). Абсолютный чемпион отрасли В«УралсибВ» в обеих номинациях занял почетное третье место.По величине среднего размера контракта и размеру финансирования в расчете на одного клиента первое место с большим отрывом заняла ГК В«Бизнес АльянсВ» (более 884,8 млн и почти 1,18 млрд рублей соответственно). Второе место по В«сумме чекаВ» досталось В«ЮТэйр-ЛизингВ» с относительно скромным показателем 60,6 млн рублей на договор. Что касается финансирования, предоставленного одному предприятию, то в этой категории у вице-чемпиона В«ГазтехлизингаВ» также очень большой отрыв – на каждого лизингополучателя в среднем пришлось по 427,8 млн рублей, но эта компания – безусловный рекордсмен по количеству контрактов, приходящихся на одного клиента, – 44 штуки. У занявшей второе место в этой номинации ЛК В«АрвалВ» двукратное отставание – 21,9 договора на одно обслуженное предприятие.В В Общий рэнкинг лизинговых компаний по итогам 2008 годаПо объему нового бизнесаНазвание компанииОбъем нового бизнеса в млн руб, без НДСКоличество контрактовМесто по количеству контрактовКоличество лизингополучателейМесто по количеству лизингополучателейСредний размер контракта, тыс. руб,Место по среднему размеру контрактаСредняя сумма на одного клиента, тыс. руб,Место по средней сумме на одного клиентаКоличество контрактов на одного клиента, шт.Место по количеству контрактов на одного клиента1В«УралсибВ»39529618933346363873511814311,8372В«Ильюшин Финанс Ко.В»38076н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.3В«РосагролизингВ»27080н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.4В«ГазтехлизингВ»20535211384854971824427813244,015В«ЕвропланВ»19091156201772221222782472732,0336В«Номос-лизингВ»1346033435169364026457950412,0347В«Скания ЛизингВ»1004270319н.В д.н.В д.1428415н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.8В«ТранскредитлизингВ»985616451744660098313318942,2279В«Каркаде ЛизингВ»980992232922311064791064791,05610В«Бизнес АльянсВ»941929758773248041117737513,6811В«ИнтерлизингВ»9351130212130287182327182431,05712В«Камаз-лизингВ»88831058146911083962912855271,54613В«РГ ЛизингВ»81288631586399419269418341,05814В«Элемент ЛизингВ»756447624319041588752371751,54815В«Райффайзен-лизингВ»7466760172982298242320054192,62016Brunswick Rail Leasing6360н.В д.н.В д.1869н.В д.н.В д.3533333н.В д.н.В д.17В«ДельтаЛизингВ»581616889168873445513445651,05918В«РБ ЛизингВ»5299358294555148031311775658,0319В«Ютэйр-лизингВ»5151856152536060329905881,64320В«ЦентркапиталВ»50754022513238126251738447143,11221В«Юникредит ЛизингВ»49263143510242156891148294123,11122В«АльянсрегионлизингВ»48181704958512833948306992,91523В«ФБ-лизингВ»473323087230852051702051771,06024В«ЭнерголизингВ»401419646784520477851462112,52125В«Северная ВенецияВ»3720390261812995382520552232,22826В«УраллизингВ»3484162110н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.27В«ГлавлизингВ»34553013614035114781824679202,23028В«РМБ-лизингВ»338841124411158243308243381,06129В«Стоун-XXIВ»3169129813624112441655079542,13230В«Глобус-лизингВ»304775118442144057446894451,74131В«ЗестВ»2843197458444144311433845152,32332В«МедведьВ»27432074320728132511613251261,06233В«Сибирская лизинговая компанияВ»258437127н.В д.н.В д.696534н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.34В«Грузомобиль-лизингВ»208550521366164129435697511,45335В«Лизинг-максимумВ»204577616495122635644131601,64436В«ЯрфинвестВ»1986193476949102902128783162,81637В«Петербургская лизинговая компанияВ»1985н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.38В«Фольксваген груп финанцВ»1975145311344191359775741504,2739В«АрвалВ»1966243661114080780177122521,9240В«Лизинг-трейдВ»189258720255263223537420422,32441В«АбсолютВ»179934832348185170395170521,06342В«Ивест-связь-холдингВ»173835530355174896414896571,06443В«Промышленная лизинговая компанияВ»168216950169319953229953331,06544В«ИР-лизингВ»1589104591572152791210593376,9445В«Яркамп лизингВ»1477н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.46В«Атлант-М ЛизингВ»146447822478133063573063681,06647В«Клиентская лизинговая компанияВ»1447172481133984132812805281,54748В«СТС ЛизингВ»11734469107526659511730064,4649В«Лизинг-МВ»112935331285243198563961621,25450В«ДельтаВ»112721641140365218388050401,54551В«Прогресс-Нева лизингВ»106532434324203287523287671,06752В«Столичный ЛизингВ»105645323256252331684125611,84053В«ВСП-ЛизингВ»102660672366171001044609132,61854В«ЧелиндлизингВ»94132533151342895596232482,22955В«Югорская лизинговая компанияВ»87123540169303707485154531,45156В«ТранслизингВ»81229637296232743612743711,06857В«Бизнес кар лизингВ»71636428161331967714447592,32558В«ВолгопромлизингВ»70824038240272950582950701,06959В«ЭкономлизингВ»65820544322213210542043780,67860В«Первая лизинговая компанияВ»62723739163322646633847641,54961В«Яков СеменовВ»5713073117419033951909102,71762В«СкандинавияВ»5449660435856673712651302,22663В«ВерисусВ»4931085858524565428500361,93664В«УралпромлизингВ»4791365395433522505042551,45065В«РлизингВ»46812856376036564912649293,51066В«Аквилон-лизингВ»43141701670105122026938172,61967В«Индустрия-финансВ»431н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.н.В д.68В«Лизинговая компания СибириВ»430616561507049337049441,07069В«ПРГ-ресурсВ»424716371485972365972491,07170В«Лизинг-сервисВ»3627164206750994018100243,6971В«Халык-лизингВ»3381679167121125721125221,07272В«Московская лизинговая компанияВ»31913354133372398672398741,07373В«ВейтусВ»29928762864106791910679321,07474В«Бэлти-грандВ»28821042108411371762667721,93575В«ВолжанинВ»2613072127387002721750212,52276В«ФеостВ»2521080107625200625200181,07577В«Топком ИнвестВ»2461505230611640748200395,0578В«Сахалинская лизинговая компанияВ»241327128637531318607351,15579В«Прогресс-лизинг КостромаВ»2181325573471652732986691,83980В«Экспресс-Волга-лизингВ»215806244562688624886581,83881В«Эксперт-ЧелябинскВ»1971185740591669724925563,01482В«Титан-лизингВ»170456827653778476296471,74283В«ОренбурггазпромлизингВ»148616644572426663364661,45284В«ТехнолизингВ»112297429623862463862631,07685В«ГлорэссВ»5417788783176556750462,13186В«ЦФМВ»41197719682158692158761,07787В«ВнештранссервисВ»259813792778608333373,013В Итого35803069986В 41750В 5116В 8576В В В Источник: В«Рослизинг»        В
Рубрики