Рубрики
Статьи

Владимир Шалаев: «Лига может быть прибыльным бизнесом»

Владимир Шалаев: «Лига может быть прибыльным бизнесом»
«Лига может быть прибыльным бизнесом»О КЛУБАХ- Владимир Тимофеевич, существует мнение, что хоккей в России, по сравнению с баскетболом или футболом, вообще не бизнес, а пережиток еще времен Леонида Брежнева. Если клубу нужно чемпионство, то в бюджет закладываются сумасшедшие деньги. Соответственно не может быть и речи о финансовой эффективности. Вы согласны с таким мнением?- На мой взгляд, совершенно неправильное мнение. Мы полагаем, что хоккей, как футбол и баскетбол, — это спорт, в котором присутствуют элементы бизнеса. В той или иной мере. На мой взгляд, элементы бизнеса в хоккее присутствуют даже больше, чем в футболе или баскетболе. Я могу это доказать на примерах.
Доход некоторых хоккейных клубов составляет 20% и более от бюджета. Назовите хотя бы один футбольный или баскетбольный клуб, где были бы такие результаты. Не назовете!
— Осведомленный источник назвал такую цифру: футбольный «Локомотив» зарабатывает 50% собственного бюджета.- Не верю! Дай-то бог, чтобы это была правда, но я не верю!
— Опять же президент ФК ЦСКА Евгений Гинер говорил о том, что клубы можно вывести на прибыль вместе со спонсорскими деньгами.- Если считать со спонсорскими деньгами, то у нас все клубы прибыльны. Спонсорские деньги не имеют ничего общего с бизнесом. Элемент бизнеса, конечно, есть, потому что спонсорские деньги — это бизнес, когда продается имидж клуба, но это в том случае, если привлекаются инвесторы. А если есть собственник клуба и он дает на него деньги, то какой это бизнес?
К сожалению, пока клубы — это спорт. Мы считаем, что доля бизнеса в деятельности клубов должна повышаться с каждым годом и она повышается. Говорить о клубном хоккее как о бизнесе в ближайшие пять лет нереально. Инвестиции владельцев клубов будут превалировать над собственными заработанными доходами, но доля коммерческих доходов неуклонно растет по всем клубам. Повторюсь, многие клубы вышли за 20-процентный рубеж.
— Это официальные данные из финансовой отчетности?- Практически официальные. Мне не нужно знать абсолютные цифры, но я знаю процентное соотношение.
Хоккейный бизнес ограничен объективными рамками — социально-экономическим положением страны. При всем нашем желании мы не можем продавать билеты на хоккей по $100-150, поэтому в рамках билетной программы клубы зарабатывать не могут.
Во всем мире телевизионные права — одна из самых больших статей дохода клубов. Мы получаем деньги от телевидения и, на наш взгляд, неплохие деньги. Но их недостаточно, ведь сумма делится поровну между 16 клубами Суперлиги. Кроме того, клубы зарабатывают на том, что они выступают в качестве рекламоносителя. Это тоже неплохие поступления в их кассу.
Все клубы ведут какую-то коммерческую деятельность: продажа сувениров и атрибутики, бары, кафе и т. д.
— Какую долю доходов клубов формируют продажи билетов?- Цифра сильно различается по клубам. Для примера две полярные ситуации: 9-тысячная арена в Ярославле всегда заполнена, а в Петербурге или Москве пустые места на трибунах, но это уже недоработки менеджеров. Значит, нужно проводить какие-то акции, нужно привлекать специалистов, которые должны работать в этом направлении.
— Почему пустые трибуны именно в Москве?- Я думаю, что это синдром большого мегаполиса. В Москве очень много развлечений и вариантов досуга кроме хоккея. И еще не нужно сбрасывать со счетов спортивный результат.
— Обратимся к такой статье дохода клубов, как продажа игроков в НХЛ.- Раньше существовали договоры между НХЛ и IIHF (Международная федерация хоккея. — «Ф.»), IIHF и национальными федерациями о том, что российские клубы за игроков, которые уезжают в Америку, получают какие-то деньги. Сейчас договора нет, поэтому выстраиваются отношения клуб — клуб. Уже есть несколько случаев, когда российские клубы продали игроков напрямую в НХЛ.
— Если мы говорим о российском чемпионате, то цифры трансферов по сравнению с переходами в НХЛ выше или ниже?- Ниже. Мы сознательно не увеличиваем трансферные суммы, потому что трансферы — это налоги. Проще заниматься обменами игроков, передачей их в аренду. Продают игрока только тогда, когда действительно понимают, что нужно продать, то есть в нем не видят перспективу.
О ЛИГЕ- Лига может быть прибыльным бизнесом. И, на мой взгляд, должна быть прибыльным бизнесом. Лига не имеет затратного механизма, или он такой, что может покрываться за счет заработанных денег. Лига должна умно и дорого продавать телевизионные права, все рекламные площади и заниматься такого рода бизнесом, устраивать мероприятия, подобные матчам со звездами НХЛ. Лига как организатор должна быть бизнесом, не забывая про спортивную составляющую. Чем интереснее регулярный чемпионат, тем дороже можно продать рекламные и телевизионные права.
— Внутренний хоккейный чемпионат оставил позади баскетбол и футбол и по интриге, и по уровню имен.- Скажем так, на один квадратный метр льда звезд в России больше, чем где бы то ни было.
— Однако в адрес внутреннего первенства часто раздаются критические замечания.- Такой организации, как в хоккейном чемпионате, вы не найдете в любом другом виде спорта. Даже за рубежом. Мы ездили смотреть, как организован финский, шведский, швейцарский чемпионаты. Наш — самый лучший.
— А если сравнить с НХЛ?- Не считаю себя специалистом по НХЛ, но НХЛ — это образцовый хоккейный бизнес. И нет ничего зазорного в том, что мы что-то берем из НХЛ. Хотя во многом идем своим путем, например в подготовке резерва. Но в целом НХЛ — хорошее хоккейное хозяйство, однако его нельзя идеализировать. Если бы за океаном существовала четко выверенная стратегия на 5-10 лет, то локаута не было.
Владимир Шалаев о прессе»Наша пресса в последнее время увлеклась противоборством чиновников. Мне абсолютно неинтересно, кто из них прав или виноват, но нельзя постоянно говорить — в хоккее все плохо, хоккей деградирует, в хоккее договорные матчи и плохие судьи. Когда изо дня в день говорится, что все плохо, то болельщик думает: «Зачем я туда пойду, если там все плохо». А потом те же корреспонденты говорят: «К нам нет внимания, посещаемость низкая». Так они и работают на такой результат.
За океаном пресса работает по-другому. Они могут разнести в пух и прах какого-нибудь любимца или клуб, но если брать в совокупности публикации о своем клубе, то 90% объема — позитив. Это подогревание интереса, ведь самой прессе интересно находиться в таком социальном явлении, как спорт.
А если ты пишешь, что плохо, что все внизу, значит, и ты вместе с хоккеем внизу. Поэтому пресса должна помогать создавать продукт, который мы называем хоккеем. Если пресса будет помогать создавать продукт, то мы пойдем вперед семимильными шагами.
Никто не запрещает критиковать. Критиковать можно и нужно, но критика должна быть конструктивной и желательно справедливой. Иногда критика бывает такой, чтобы раздуть очередной скандал, привлечь внимание. Наверное, и это должно быть. Как на эстраде: чем больше скандалов про розовую кофточку, тем всем интереснее. Элементы шоу есть и в спорте. Но если в целом брать массив публикаций, в частности о хоккее, то он обязательно должен быть положительным. А так — чиновники поругались, и теперь пресса целую неделю обсуждает конфликты: Фетисов — Колосков и Фетисов — Стеблин. Пускай они у себя в кабинетах разбираются. Неужели это так интересно?»