Владимир Рыжков: «Если закон не будет принят в этом году, случится скандал»
«Если закон не будет принят в этом году, случится скандал»- Владимир Александрович, что дает предлагаемый вами закон?- За то время, пока законопроект об образовательных кредитах томился по вине аппарата правительства в «долгом ящике», острота проблем в образовании только нарастала. По нашим данным, количество платных мест в вузах уже перевалило за 55%. Ситуация усугубляется еще и тем, что наиболее востребованные на рынке специальности — экономические, юридические, языковые, связанные со сферой услуг — практически все платные. При этом в России, по международным оценкам, большая половина населения относится к бедным. И выходит, что значительная часть россиян вообще лишена возможности получать качественное образование. Возникает дурная бесконечность: если ты из необеспеченной семьи, ты не можешь получить хорошую специальность, которая поможет тебе «подняться». Таким образом, бедность воспроизводит себя. Наш закон разобьет этот порочный круг.
— Кому он выгоден помимо студентов?- Конечно, их родителям. Во-первых, потому, что их дети получат то образование, которое хотят, во-вторых, потому, что наш образовательный кредит будет дисциплинировать молодых людей, стимулировать их хорошо учиться и в школе, и в вузе. Это своеобразная плетка. Банки тоже заинтересованы, потому что на рынке появляется новый массовый продукт, к тому же гарантированный. Меня часто спрашивают: будут ли они давать деньги? Конечно, будут. Еще встанут в очередь, начнут конкурировать между собой и рекламировать студенческие ссуды. Потому что финансовые институты не будут нести никаких рисков: если заемщик не погасит кредит, деньги им вернет государство. Ему тоже выгодно введение единой системы образовательного кредитования. Около 100 тыс. молодых людей ежегодно будут получать хорошее образование. По нашим расчетам, для реализации программы от государства потребуется 400 млн рублей в год — для него это копейки. Мы позволяем себе покупать футбольные клубы, создавать новые баллистические ракеты, строить подводные лодки, но не можем сделать так, чтобы наши дети могли получить хорошее образование.
— Одним из слабых мест законопроекта его критики называют субсидиарную ответственность государства — должно ли оно расплачиваться за нерадивых должников?- В России сейчас очень активно берут потребительские кредиты, и невозврат средств по ним меньше 1%. Культура и психология нашего народа такова — если ты взял кредит, ты обязан его отдать. Поэтому мы считаем, что при выдаче образовательных кредитов риски невелики. Для государства гораздо большая проблема заключается в том, что половина населения не имеет доступа к адекватному современному образованию. Скажу прямо — будет лучше, если человек отучится в уважаемом вузе и освоит перспективную специальность, а потом не отдаст взятый кредит, чем если он не получит этого образования. Лучше для страны — в стратегическом плане. Поэтому я считаю эту критику несостоятельной, критиковать вообще можно все что угодно. Если бы закон был принят вовремя, как мы настаивали, в 2006 году уже 30 тыс. человек воспользовались бы возможностью взять ссуду.
— Почему процесс застопорился?- Как обычно, на словах все «за». Я трижды разговаривал с министром образования и науки Андреем Фурсенко, и в последний раз на пленарном заседании, отвечая на мой вопрос, он публично заявил, что поддерживает идею проекта и, хотя в нем есть некоторые недостатки, его надо принимать. Какие именно недостатки, совершенно не важно. Сейчас задача заключается в том, чтобы весной принять концепцию закона, без чего нельзя двигаться дальше. Ее основные концептуальные моменты таковы: в России должны быть долгосрочные образовательные кредиты, процентная ставка по которым компенсируется государством и им же страхуются риски. Ссуду может взять любой молодой человек, показавший хорошую успеваемость в школе. Заем выдается частями — если учиться предстоит пять лет, то каждый год перечисляется пятая часть. Обслуживать и возвращать кредит во время учебы не нужно: человек отучился, получил диплом, нашел работу и только тогда начал отдавать и основную сумму, и проценты. Надо принять закон в первом чтении, создать рабочую группу, в которую войдут его разработчики, представители думского комитета по образованию, Министерства образования и банковского сообщества, и начать обсуждать и дорабатывать. Иначе получается болтовня: у законопроекта есть недостатки, поэтому его нельзя принимать, но, с другой стороны, мы «за», потому что проблема налицо.
— По вашим прогнозам, закон будет принят в 2006 году?- Если он не будет принят в этом году, случится скандал. Нельзя сказать «а», введя платное образование, и не сказать «б», создав образовательный кредит. Важно, чтобы закон был принят в 2006-м, тогда уже выпускники школ следующего года смогут получить ссуду. Мы посчитали: расходы на реализацию этого проекта составляют меньше 1% от ежегодных федеральных расходов на образование — о чем тут вообще можно говорить? На мой взгляд, принятие закона произведет переворот в российском образовании — будет создан важнейший институт поддержки молодежи и системы образования в целом.
— Кто будет определять, кому можно, а кому нельзя выдавать ссуду?- Сами банки — они будут изучать школьные аттестаты, собирать информацию о выбранном вузе, выяснять, сколько в среднем получают его выпускники, и на основании этого делать вывод, сможет ли претендент отдать заем в срок. Мы посчитали: если молодой человек хорошо учится и получает востребованную рынком специальность, погасить кредит вполне реально. Например, обучение на факультете дизайна в барнаульском Институте культуры стоит 25 тыс. рублей в год, с процентами получается 30 тыс. По окончании обучения придется отдавать по 2,5 тыс. рублей в месяц — сумма включает и погашение, и обслуживание кредита. Средняя зарплата в городах на Алтае сейчас — 7-8 тыс. Если у вас интересная специальность, вы можете получать и больше и спокойно рассчитываться с банком. Обучение в Москве стоит значительно дороже, но и зарплаты здесь выше — все взаимосвязано. Тут есть корреляция между стоимостью обучения и размером будущей зарплаты.
— По вашим словам, законопроект рассчитан на людей, выбравших только востребованные специальности. А как же врачи, учителя?- Мы и не ставим перед собой задачу решить проблему кредитов для будущих муниципальных медиков, учителей и библиотекарей. Мы хотим помочь тем, кто хочет изучать электронику, китайский язык, быть дизайнером или менеджером ресторанов. Экономика постоянно создает новые рабочие места, а образовательная система консервативна, она подстраивается под требования рынка со значительным опозданием. Поэтому вузы зачастую не рискуют открывать новые специальности, боясь, что они не будут востребованы, или делают эти специальности платными. Вот именно эти ниши для современной экономики мы и закрываем своим законом. Для подготовки специалистов бюджетной сферы государство должно просто выделять в вузах достаточное количество бесплатных мест.
Рубрики