«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печати
ЮРИЙ ЧАЙКА, министр юстиции РФ, по итогам последних полутора месяцев мог бы заслуженно получить звание самого влиятельного чиновника. Причем в мировом масштабе. От действий его подопечных в последнее время зависят не только счета биржевых спекулянтов. Минюст вполне реально влияет на нефтяные цены и даже на будущее американских пенсионеров.
Главные потрясения рынков в последние недели были связаны не столько с фактом обвинения «Юкоса» в неуплате налогов и выставления многомиллиардных счетов, сколько с технологией взыскания этой задолженности. Технологом же процесса выступало подразделение структуры Юрия Чайки под названием «Служба судебных приставов». У этого подразделения был выбор: обеспечить исполнение судебных решений с минимальными или максимальными «побочными последствиями». То ли в силу собственной неуклюжести, то ли по заранее спланированному сценарию был выбран второй вариант.
1 ИЮЛЯ судебные приставы пришли в «Юкос» исполнять решение суда о взыскании налоговой задолженности. Для ареста им был предложен 35-процентный пакет акций «Сибнефти». Денег от его продажи хватило бы для оплаты всех долгов бюджету с лихвой. Но в технологию работы приставов это не вписывалось, и они отказались. К вечеру этого дня, по словам пресс-службы «Юкоса», были арестованы все расчетные счета компании. «Юкос» предупредил, что это ставит под угрозу его текущую производственную деятельность. Но приставы нашли эти угрозы пустыми. В отличие от нефтяных трейдеров. Только за 1 июля баррель смеси Brent в Лондоне подорожал на 4,6%, а акции «Юкоса» в Москве обвалились более чем на 21%.
20 июля Минюст арестовал акции и документы, находящиеся в ведении реестров дочерних компаний «Юкоса» — «Юганскнефтегаза» (основного производственного актива), «Самаранефтегаза» и «Томскнефти». Представитель РФФИ Владимир Зеленцов тогда напомнил, что способ и сумму продажи арестованных активов будут определять судебные приставы. 22 июля «Юкос» предупредил о том, что последствиями таких действий станет банкротство компании и срыв экспортных контрактов. Юрий Чайка и это заявление нашел неубедительным: «Я официально заявляю, что никаких проблем не будет». В этот день нефть в Лондоне подскочила в цене на 2,3%.
28 июля стало известно о запрете Минюстом любых действий с имуществом дочерних компаний «Юкоса», чьи акции были арестованы накануне. «Юкос» предупредил, что в связи с этим его добывающие предприятия вынуждены прекратить добычу и поставку нефти. Нефть подорожала в этот день на 2,6%. А котировки акций опальной компании с 20 по 28 июля в общей сложности обвалились более чем на 66%.
О том, что все эти действия Минюста, стоящего на страже закона, не были «единственно верными», говорит последовавшая далее целая серия демаршей. 29 июля приставы отозвали постановление о запрете на отчуждение имущества добывающих подразделений «Юкоса». 4 августа, по сообщению пресс-службы «Юкоса», Минюст подтвердил право компании осуществлять платежи со своих счетов. Однако уже 5 августа в министерстве опровергли этот факт, а 6-го числа вечером суд признал незаконным арест акций «Юганскнефтегаза». 9-го числа арест был снят, но уже на следующий день наложен вновь.
ТАКАЯ ЧЕХАРДА вряд ли была возможна, если бы действия судебных приставов с точки зрения буквы закона были безупречны. Но факт есть факт. И вот результат: с момента ареста счетов «Юкоса» 1 июля индекс РТС потерял около 10%, сама опальная компания — две трети своей капитализации, нефть подорожала более чем на 20% и достигла своих рекордных значений за всю историю. Может быть, и не все эти 20% может записать в свой актив Юрий Чайка — были и другие причины для роста цен на сырье. Однако о том, что его влияние было значительным, говорит хотя бы такой факт. После того как в начале августа прошла информация о разблокировке счетов «Юкоса», нефтяные котировки тут же снизились на 3%. Однако уже на следующий день, после опровержения Минюстом этой обнадеживающей информации, их рост продолжился.
О том, что эскалация конфликта вокруг «Юкоса» привела к значительному оттоку капитала из страны и резкому росту спроса на доллар, СМИ уже подробно писали. Но есть еще кое-что. По признанию самого Михаила Ходорковского, в акциях его компании были размещены средства пенсионных фондов шести американских штатов и даже пенфонда Пентагона. l