Рубрики
Статьи

«Viberi» — Версия для печати

«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиВ магазине сети «Перекресток» рядом с моим домом на юго-западе Москвы с завидной регулярностью выходят из строя POS-терминалы, установленные на кассах. В результате огромная очередь быстро теряющих терпение людей выстраивается в единственную «живую» кассу с «безналичным» приемом. В России до сих пор человек с «пластиком» в руках чувствует себя менее комфортно, чем тот, кто готов расплатиться наличными. «У меня много карточек разных банков, но сейчас я просто перестал ими пользоваться и перешел на наличные, – рассказывает управляющий директор компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. – Помимо того, что даже в Москве не так много точек, где можно расплатиться картой, так еще и в половине случаев при оплате происходят какие-то сбои».Компания Дмитрия Потапенко, имеющая контракты с платежными системами, проводит семинары для сотрудников сторонних организаций, обучая их работать с картами Visa и MasterCard, и сталкивается с теми же проблемами, что и коллеги. По его словам, вечером в техподдержку эквайера дозвониться почти нереально, несмотря на все их заверения.Сетевой диктат. «Мы обречены повторить историю развития Европы и США – без POS-терминалов сети теряют клиентов, которые готовы платить по безналу», – уверен зампред правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. Однако отношения кредитных организаций и торговых сетей в вопросе эквайринга трудно назвать безоблачными. Принято считать, что сумма покупки, совершаемой с помощью банковской карты, в среднем на 15–40% выше, чем при оплате наличными. Но для небольших магазинов потенциальные доходы менее очевидны, чем «минусы безнала» – они вынуждены платить банку-эквайеру комиссию, которую не могут заложить в цену товара (делать это запрещают правила международных платежных систем), получают разрыв в ликвидности, а если «недобирают» оборота, еще и платят банку штраф или оплачивают аренду POS-терминала. Сейчас в Москве средняя комиссия с торгово-сервисного предприятия (ТСП) составляет 1,8–1,9% от суммы покупки в пользу банка-эквайера (в регионах доходит до 2,5%). Если на Западе торговые точки сами проявляют инициативу в установке эквайрингового оборудования, то в России все иначе. У Дмитрия Потапенко часть бизнеса находится в Чехии (сеть магазинов Levero), и там у него установлены «посы», а в России – нет. «В Чехии комиссия за эквайринг колеблется в диапазоне 0,3–0,5%, а возмещение от банка ТСП получает в тот же день», – объясняет он свое решение.По словам специалиста по платежным системам Людмилы Дерягиной (долгое время она занимала позицию руководителя департамента платежных систем и электронной коммерции Нордеа банка), многие «сетки дешевого формата» зачастую останавливает необходимость отвлечения средств на внедрение интеграционных кассовых решений для приема «пластика». В результате отечественные банки вынуждены идти на всевозможные ухищрения, чтобы заставить ритейлеров самого разного калибра установить в своих магазинах POS-терминалы. Так, в феврале нынешнего года Московский банк Сбербанка России не только открыл кредитную линию группе компаний «Спортмастер», но и, как утверждают в пресс-службе, «сумел наладить сотрудничество», в том числе и в вопросе торгового эквайринга. Об этом же в отношении сети в апреле заявил и Газпромбанк (кредитная линия плюс возможность работы в части торгового эквайринга). «Такое встречается сплошь и рядом, – утверждает Дмитрий Потапенко. – В данный момент у банков практически нет аргументов, чтобы убедить ритейлеров установить POS-терминалы, кроме увязывания такого сотрудничества с выдачей кредита».Есть, правда, ценовой демпинг. Если оборот ТСП большой, банки готовы на существенное снижение комиссий – примерно до 1,5%. «Комиссия – это всегда следствие договора банка с торговой точкой: чем выше обороты, тем она ниже», – говорит начальник отдела пластиковых карт Альта-банка Сергей Мамилов. Кроме того, крупные ритейлеры не могут игнорировать стремление части граждан расплачиваться карточкой. Среди «передовиков» безналичного расчета, по данным банкиров, элитные бутики, магазины одежды, продуктовые супермаркеты, крупные магазины товаров для дома, а также гостиницы и рестораны.Однако «диктат» сетей приводит к тому, что с некоторыми из них у банков просто нет возможности работать. Например, магазины «Ашан» долгое время не принимали банковские карты, поскольку комиссия банка-эквайера грозила «съесть» маржу. Терминалы для приема карт там появились лишь после того, как на ситуацию обратила внимание Федеральная антимонопольная служба. Но и сейчас в «Ашане» можно расплатиться лишь «пластиком» Кредит Европа банка. «При всей абсурдности ситуации, она вполне рыночная, – признает собеседник «Выбери!by» в одной из платежных систем. – «Ашан» вполне может объявить конкурс, по условиям которого банк, который захочет с ним сотрудничать, должен будет согласиться на работу с минимальной комиссией или вообще без нее». На «ашановской» карте Кредит Европа банка стоит логотип Visa, сотрудничать с MasterCard по картам, которые будет принимать французский ритейлер, в Кредит Европа банке не планируют. «Просто так получилось, у нас хорошие отношения с Visa», – ответили на запрос «Выбери!by» в банке.На грани рентабельности. Чтобы осуществлять эквайринг, нужна лицензия платежной системы. Стоимость лицензии колеблется от $50 тыс. до $250 тыс. в зависимости от того, насколько широкую сеть планирует построить банк, и получить ее могут только принципиальные члены ПС. «Сколько платит конкретный банк, решается индивидуально в платежной системе, и в целом это не самая прозрачная процедура», – говорит собеседник «Выбери!by» в одной из крупных кредитных организаций.Сейчас основными игроками на рынке эквайринга в России считаются Сбербанк, Барклайс банк (правда, как утверждают участники рынка, в последнее время от них ушли многие банки-аффилянты), Газпромбанк и компания UCS (на ее долю приходится до 45% рынка эквайринга). Несколько лет назад на этот рынок вышел «Русский стандарт», демпинговую политику которого многие считают причиной того, что комиссия эквайеров упала «ниже плинтуса». Для кредитных организаций с большой карточной эмиссией (таких, как тот же «Русский стандарт» или «Сбер») это не проблема – большая часть комиссии достается банку-эмитенту. Зато для игроков, у которых собственного «пластика» не очень много, это тревожная тенденция. Сейчас доходность эквайера исчисляется в пределах 0,2–0,3% от суммы транзакции, а расходы на создание сети (установка и подключение POS-терминалов) лежат как раз на кредитных организациях. ТСП в большинстве случаев получают их в безвозмездную аренду.По мнению заместителя гендиректора компании UCS Елены Виноградовой, в результате жесткой конкуренции эквайринговый бизнес в России скатился на грань рентабельности. К примеру, доходность работы с крупными торговыми сетями или отелями уровня четырех и пяти звезд находится на уровне, близком к размеру комиссии за интерчейндж (interchange reimbursement fee – вознаграждение, выплачиваемое банку-эмитенту с каждой транзакции за пользование системой информационного обмена). Комиссия может различаться в зависимости от способа приема карты, сроков предъявления транзакции в систему, вида, типа карты и региона ее выпуска – от 0,8% по карте Electron до 1,7–2% по картам типа Gold и Platinum. В среднем комиссия составляет около 1,3% от суммы покупки. Однако за последний год международные платежные системы (МПС) несколько раз меняли тарифы по указке из головных офисов. И каждый раз не в пользу эквайеров. Visa это сделала трижды – помимо увеличения комиссии за интерчейндж по картам бизнес-категории и «пластику», произведенному в России (примерно на 0,2 п. п.), вырос тариф за конвертацию средств. С 1 мая увеличилась комиссия за интерчейндж и по картам MasterCard – в зависимости от типа «пластика» от 0,15 до 0,7 п. п. «Платежные системы объясняют это желанием стимулировать эмиссию карт», – говорит Елена Виноградова. Но тем самым, по ее словам, они «сводят на нет все усилия по развитию рынка эквайринга».Вследствие кризиса уменьшилась средняя сумма сделки по карте, зато выросло количество операций, что привело к увеличению себестоимости эквайринга в расчете на единицу услуги. «Для банков эквайринг перестал быть привлекательным направлением бизнеса из-за высокой конкуренции, ценовые войны сделали этот сегмент малоприбыльным», – подтверждает Людмила Дерягина. Однако Вячеслав Андрюшкин сохраняет оптимизм: «Текущая рентабельность по таким проектам является вполне достаточной, однако в ряде случаев размер комиссии придется увеличить».Раньше небольшой банк мог заниматься торговым эквайрингом посредством агентской схемы (в платежных системах его называют банком-аффилянтом) через банк-спонсор – кредитную организацию, имеющую процессинговый центр. Фактически такая кредитная организация просто привлекала клиентов, получая от банка-спонсора комиссию в размере 0,2–0,3% от суммы транзакции. Теперь ситуация меняется. Например, Visa ввела понятие Sponsored Merchant Acquiring License – лицензии, позволяющей осуществлять эквайринг в качестве агента банка – принципиального члена. Данная схема действует с 1 апреля 2010 года. Банк, который разрешит своим агентам эквайринг без лицензии, будет платить штраф платежной системе. Стоимость лицензии составляет $10–15 тыс.Национальный колорит. Эксперты утверждают, что с помощью повышения тарифов МПС пытаются выдавить с рынка эквайринга наиболее слабых участников, чтобы прекратить ценовую конкуренцию. Но «напрягаются» и все остальные. «Глобальные игроки просто толкают нас на создание национальной платежной системы», – уверена Елена Виноградова. Она надеется, что это будет некоммерческая структура с равными условиями для всех участников системы. Однако как в действительности будет выглядеть НСПК, сейчас мало кто знает. Изначально в законе о национальной платежной системе был пункт о том, что карты НСПК должны приниматься по всей эквайринговой инфраструктуре. Никто тогда не понимал, в какую сумму обойдется «перепрошивка» POS-терминалов, поэтому этот пункт убрали, а вскоре уже и сама глава о НСПК исчезла из закона о национальной платежной системе, переместившись в закон о госуслугах. «Законопроект скоро направят в Госдуму, сейчас вносятся последние штрихи», – заявил в середине мая старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский.Тем не менее некоторые участники рынка уже пробуют сотрудничать с «альтернативными» платежными системами – с февраля совместный эквайринговый проект реализуют «Русский стандарт» и платежная система «Золотая корона». К маю количество POS-терминалов, принимающих карточки этой системы, составило 500 штук, а к концу года должно достигнуть 4 тыс. Для «Золотой короны» это возможность выйти на федеральный уровень, используя свой региональный опыт. Так, по словам директора «Золотой короны» Виктории Смоленской, в Петропавловске-Камчатском благодаря Камчатпрофитбанку почти 100 точек, в том числе АЗС, магазины бытовой и компьютерной техники, салоны сотовой связи, аптеки, рестораны, парикмахерские принимают к оплате их карты. В Бурятии Байкалбанк организовал обслуживание покупателей по картам «Золотая корона» в более чем 700 ТСП, большинство точек еще и предоставляет скидки. Похожая ситуация и в некоторых других регионах. «Развитию торгового эквайринга способствуют сравнительно низкая себестоимость операций в системе («Золотая корона» – «Выбери!by») и более мягкие требования к каналам связи (нежели у МПС – «Выбери!by»)», – уклончиво говорит Виктория Смоленская.