Рубрики
Статьи

«Viberi» — Версия для печати

«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиПервые разговоры о приходе Wal-Mart в Россию начались еще в 2001 году, когда ритейлер зарегистрировал брэнды Wal-Mart и Sam’s Club, всего в общей сложности 42 товарных знака. «С тех пор сеть более семи лет рассматривала возможность выхода на российский рынок, – говорит аналитик «Атона» Ксения Аношина. – И, похоже, сегодня этот момент настал». Помимо регистрации 100% дочерней компании ООО «ВМ истерн юроп хол­дингз, ЛЛК», Wal-Mart через нее вступил в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая считается главным лоббистом интересов ритейлеров. Кроме того, Wal-Mart активно приступил к набору персонала – в московском офисе уже работают более 50 менеджеров. Кризисный дисконт. Американский ритейлер не случайно решил начать свой бизнес в России именно сегодня. Во-первых, мировой кризис только укрепил финансовые возможности компании: в ноябре прошлого года оборот американского подразделения Wal-Mart вырос на 3,4%, а выручка Asda, британского дивизиона Wal-Mart, за последний квартал 2008 года увеличилась на 6,7%. Во-вторых же, по словам директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, себестоимость строительства новых магазинов в России сегодня снизились более чем на 40%. В частности, если до кризиса инвестиции в приобретение земли и строительство гипермаркетов составляли $300–500 и $1–1,1 тыс. за 1 кв. м со­от­вет­ст­вен­но, то сегодня эти цифры снизились до $50–100 и $600. Наконец, на руку Wal-Mart сыграет и то об­сто­я­тель­ст­во, что сейчас интерес рос­сий­ских потребителей активно смещается в сторону малобюджетных магазинов. «В конце декабря – начале января посещаемость «Пятерочки» выросла на 10%», – довольно потирает руки главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. По словам же гендиректора Essen Production (брэнд «Махеевъ») Леонида Барышева, продажи продуктов его компании в бюджетной сети «Магнит» осенью выросли на 30%. Что же касается самого Wal-Mart, то о своих планах в России сеть пока не распространяется. Однако известно, что Credit Suisse консультирует ритейлера на предмет покупки перспективных розничных сетей. На кого ляжет выбор американского ги­ган­та? «С 80-процентной вероятностью это будет пи­тер­ская «Лента», – прогнозирует президент консалтингового агентства «Качалов и партнеры» Игорь Качалов. – Во-первых, модель бизнеса компании очень напоминает Wal-Mart, а во-вторых, цена покупки «Ленты» сегодня будет минимальной, что обусловлено как обесцениванием активов в условиях кризиса, так и проблемами в работе «Ленты» из-за споров акционеров». Действительно, приобретение «Ленты» видится весьма выгодным вложением средств, особенно на фоне того, что в прошлом году оборот этой сети гипермаркетов вырос на 30,7% и составил $2,04 млрд. Другое дело, что сама «Лента» продаваться категорически не хочет. «В сегодняшних экономических условиях мы на это не пойдем», – уверен председатель совета директоров «Ленты» Стивен Огден. Поглощай и властвуй. В свою очередь, Ксения Аношина полагает, что Wal-Mart стоит остановить свой выбор на «Седьмом континенте»: во-первых, компания имеет прочные позиции на столичном рынке, а во-вторых, у сети недостаточно денег, чтобы в скором времени погасить облигационный заем на 7 млрд рублей, из-за чего ритейлер может быть продан со значительным дисконтом. Официального комментария «Седьмого континента» о возможной сделке с Wal-Mart получить не удалось. Наконец, по словам источника «Выбери!by» в АКОРТ, Wal-Mart ведет переговоры о создании совместного предприятия с X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), причем российская сторона якобы внесет свою долю имеющимися активами, а американская будет инвестировать в дальнейшее развитие гипермаркетов. «Чисто теоретически рассуждать о различных вариантах СП мы готовы, но практически о чем-либо говорить преждевременно», – уклончиво комментирует Лев Хасис. Что ж, на какую из российских сетей падет выбор крупнейшего мирового ритейлера и будет ли подобный шаг эффективным, узнаем уже через год – по наблюдениям аналитика «Финама» Максима Клягина, именно столько времени обычно занимает период между регистрацией юрлица и началом реальной торговой деятельности конкретного оператора.