Рубрики
Статьи

«Viberi» Василий Пасечник: «Мы постараемся найти возможности, которые пока никто не использует»

«Viberi» Василий Пасечник: «Мы постараемся найти возможности, которые пока никто не использует»
«Мы постараемся найти возможности, которые пока никто не использует»- Василий, а Travelex как-то будет реагировать на поведение конкурентов: кому нужны ее дорожные чеки (см. стр. 67.- «Ф.»), которые стоят 0,5-2% от суммы, в то время как чеки Amex бесплатны?
— Безусловно, мы наблюдаем за поведением Amex, изучаем рынок и вправе делать то же самое, но пока ничего не меняем. Однако уверены, что новое поколение дорожных чеков — это предоплаченные карты, поэтому стараемся инвестировать больше в пластик, а не в бумагу.
— То есть вы намерены отказаться от чеков, заменив их prepaid-картами?
— Мы видим, что люди во всем мире стали меньше писать бумажных писем и больше общаться по Интернету, реже платят наличными и чаще пластиковыми карточками. Те же законы, которые помогают нам развивать бизнес в других странах, будут двигать нами и в России. Однако полностью отказаться от дорожных чеков мы не сможем, потому что есть регионы, где по не понятным нам причинам бумажные чеки очень важны. Однако интерес к предоплаченными картам все увеличивается и Travelex будет активнее развивать этот бизнес.
— Больше года назад совместно с Росбанком вы стали оказывать услуги по переводу наличных, однако с тех пор больше агентов у вас не стало — вы не боитесь потерять рынок?
— Еще у нас пять региональных партнеров и с четырьмя банками ведутся переговоры. Однако ни Amex, ни международные системы денежных переводов, такие как Western Union, не являются нашими глобальными конкурентами, потому что мы не делаем ставку исключительно на чеки или на переводы. У наc 5-6 видов бизнеса, которые так или иначе связаны с оказанием валютно-обменных операций. Все они потенциально применимы в России — вы, конечно, уникальное государство, но оно не настолько уникальное, чтобы не принять весь бизнес Travelex. Но поскольку с 1996 года в России работает только представительство компании, которое не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, наши возможности были сильно ограничены. Так что сначала надо зарегистрировать здесь свою стопроцентно дочернюю компанию — некое ООО, которое после получения лицензии в Банке России обретет статус небанковской кредитной организации (НКО). Мы уже успешно прошли процедуру получения предварительного разрешения в головном офисе ЦБ на Неглинной. Сейчас готовим документы для подачи их в Московское ГТУ ЦБ, что планируется сделать через три месяца.
— Чем конкретно будет заниматься компания?
— НКО будет вести весь бизнес Travelex в России, и представителям ваших компаний для заключения договоров не придется звонить в наш головной офис в Лондон, как сейчас. Наши «старые» виды бизнеса — денежные переводы, предоплаченные карты, дорожные чеки — будут по-прежнему развиваться, но появятся и новые услуги, в том числе и те, которых в России пока нет ни у кого. Прежде всего мы планируем оказывать услуги по валютным операциям корпоративным клиентам, в том числе малому и среднему бизнесу. По американским понятиям к малому бизнесу относятся компании с годовым оборотом в $30 млн в год, к среднему — от $100 млн, которые могут быть неинтересны банкам. В России все несколько иначе, но наряду с крупными клиентами мы будет обслуживать и мелких. В мире мы проводим значительные объемы валютных операций ($37 млрд в год), за счет которых сможем дать российским клиентам обменную ставку, скажем, по доллару или евро, которая заведомо может быть лучше предлагаемой местными банками. Кроме того, мы будем продавать им наличную валюту.
— Заведомо лучшая ставка — это какая?
— Мы будем анализировать российский рынок, смотреть, какие там существуют предложения, а потом предлагать более привлекательные. Наши валютные операции будут выгодны клиентам, детальные расчеты уже произведены. Когда мы окончательно сформируем свои условия, то выйдем на рынок и откроем свои карты.
— Какие услуги вы планируете предоставлять из тех, которых пока нет в России?
— Обмен монет иностранных государств. Вот у вас наверняка после каждого путешествия за границу в кармане звенит мелочь, которую вы не знаете, куда девать, — ни один российский банк ее не возьмет. А у нас есть автомат, похожий на банкомат: он чуть выше, в нем есть до восьми отделений, куда следует бросать монеты или купюры восьми разных государств, взамен чего аппарат выдает рубли, или доллары, или евро — можно запрограммировать что угодно. Сейчас такие автоматы есть в нескольких европейских странах, в Великобритании их около 100. Они установлены во многих аэропортах, в частности во Франкфурте и в лондонском Хитроу. Мы уже ведем неформальные переговоры с российскими банками, им эта услуга очень интересна, так как автоматы устанавливаются на их территории и позволяют привлекать новых клиентов. По оценкам наших источников, в России может находиться иностранных монет на сумму около $1 млрд — даже если мы сможем собрать половину этих денег, это будет очень хорошо. Добавлю, что у нас есть много услуг, которые напрямую не связаны с валютно-обменными операциями, например программы поддержки путешественников. Скажем, если человек не говорит на языке страны, в которую едет, и попадает в неприятную ситуацию (ему отказали в гостинице), он может сделать бесплатный звонок по телефону и на родном языке поговорить с сотрудником Travelex, который поможет уладить все проблемы. Есть и более сложные программы, например помощь в срочной госпитализации или эвакуации.
— Эти услуги рассчитаны на клиентов — владельцев ваших чеков или карт?
— Нет, это отдельные продукты, которые в основном разрабатываются для корпоративных клиентов. Ничего дополнительно у нас покупать не надо. Человек получает клубную карту с буклетом, где написана вся необходимая информация: куда звонить, с кем связываться при возникновении проблем.
— На каких клиентов в России вы рассчитываете?
— Банки, филиалы иностранных компаний, которые работают здесь и являются нашими клиентами на Западе, частные лица, которые хотят послать деньги за границу.
— Не много ли функций для одной НКО — вы обсуждали ее возможности с Банком России?
— Мы никого не напрягали по этому поводу, мы сами в состоянии анализировать ту информацию, которая выходит из официальных источников, и интерпретировать российское законодательство.
— Но ЦБ может и не знать, как регулировать услуги, которых пока нет?
— Все наши услуги подпадают под российское законодательство, так как оно очень четко определяет, что разрешено делать НКО. В рамках этого мы постараемся найти возможности, которые пока никто не использует, так и создаются новые виды законного бизнеса.
— Когда вы планируете получить лицензию?
— Если это удастся сделать в течение 2005 года, это будет очень хорошим результатом. Лучше потратить больше времени и ответить на все вопросы ЦБ.
— В будущем вы не планируете открыть в России полноценный банк?
— Мы не занимаемся банковским бизнесом ни в одной стране мира, кроме Франции, но только из-за особенностей законодательства этой страны, которое не позволяет небанкам оказывать некоторые услуги Travelex. В России с населением мы будем работать через денежные переводы — статус НКО это позволяет. Для частных клиентов у нас есть еще одно очень полезное предложение: возврат НДС для иностранцев. Сейчас они покупают в России дорогие товары и вынуждены платить налог в 18%. Эти деньги им потом не возвращаются, что тормозит развитие, в частности, вашей ювелирной промышленности, которая не может конкурировать с более дешевыми импортными изделиями. А вот в Англии Travelex оперирует от имени министерства по налогам и сборам, которое выбрало нас как партнера между государством и бизнесом. Через наши терминалы в аэропорту Хитроу иностранцем возвращается НДС за купленные в Великобритании товары. Если когда-то нам удастся подобным образом договориться с вашими налоговыми органами, это был бы замечательный подарок для русских производителей.
Группа Travelex была образована в 1976 году и является одной из крупнейших компаний в мире по оказанию финансовых услуг. Она занимается валютно-обменными операциями, денежными переводами, дорожными чеками и предоплаченными картами. В 2001 году компания стала владельцем одного из лидеров чекового бизнеса — компании Thomas Cook Global & Financial Services.lЦифры Travelex67% акций — владеет Ллойд Дорфман — основной акционер группы, ее основатель, учредитель, президент и гендиректор
33% акций — принадлежит менеджменту группы и венчурному фонду «3i»
$37 млрд — годовой оборот компании, из них на долю частных клиентов приходится $4,7 млрд
27 млн — индивидуальных сделок в год
650 бюро по обмену валюты в 93 аэропортах мира
1,53 млрд человек — ежегодно обслуживается