Рубрики
Статьи

«Viberi» В ноябре-декабре первые банки возобновят работу в докризисном режиме

«Viberi» В ноябре-декабре первые банки возобновят работу в докризисном режиме
«Viberi» В ноябре-декабре первые банки возобновят работу в докризисном режимеВ ноябре-декабре первые банки возобновят работу в докризисном режиме Марина Божко 28.10.2008 08:53Банкиры с помощью консультантов нарисовали будущее рынка и обсудили антикризисные меры, позволяющие избежать худшей участи. Оперативность, уверены они, главный гарант успеха на годы вперед.«От транзакций к отношениям», — на этом принципе строятся «Антикризисные стратегии», согласились банкиры на конференции с одноименным названием. При осуществлении этого перехода консультанты KPMG посоветовали участникам рынка сконцентрироваться на трех основных направлениях работы: тщательном изучении заемщиков, упрощении продуктов и повышении рентабельности операций. Это три кита, которые позволяют не стать «мясом», шутили банкиры, вспоминая рассказанный недавно директором департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаила Сухова анекдот. Его даже не преминули пересказать: «приходит мужик к корове и спрашивает: «Что сегодня будем давать— молоко или мясо?»». Смеялись, впрочем, далеко не все присутствующие.«Пришло время детально изучения клиентов, поиска новых форм общения с ними, а также пересмотра портфелей, — говорит партнер KPMG Александр Тютюнник. Например, если еще вчера у большинства банков основной клиентурой были строительные и торговые компании, то теперь, уверяет он, зависимость от них необходимо снижать».Что касается изменений в продуктовой линейке, то консультанты компании «большой четверки» считают правильным перемещение акцентов в сторону продуктов для малого и среднего бизнеса (овердрафты и кредиты на пополнение оборотных средств), факторинг, торговое финансирование, а в рознице – кредитные карты и персональные кредиты.Впрочем, уверены эксперты, что все эти вопросы отодвигает на второй план главный – повышение рентабельности операций. Поэтому они советуют заняться снижением издержек на постоянной основе, пересмотреть отношение к риск-менеджменту и провести реинжиниринг бизнес-процессов. «Корпоративных клиентов полезно заставить составлять прогнозы возвратности средств на срок до 3-5 месяцев», — говорит партнер KPMG Александр Ерофеев. Он отмечает: далеко не все компании понимают, что вопрос рефинансирования задолженности уже давно ключевой. Консультанты советуют каждый шаг тщательно взвешивать. «Лишь сокращение 10-15% персонала можно делать без детальной проработки проводимой технической и структурной реорганизации», — добавляет первый вице-президент по стратегии и финансам ФК «Уралсиб» Константин Вайсман. Оптимизацию региональной сети он, например, советует начинать с оценки соотношения объема привлекаемых депозитов и выдаваемых кредитов на одного сотрудника, а затем — следовать лучшим практикам. По расчетам «Уралсиба», оптимизация занимаемых банком площадей, централизация работы региональной сети, сокращение текущих расходов позволяют в отдельности снизить издержки на 10-20%. Маркетинг, реклама, содержание недвижимости и закупка расходных материалов еще на 5-25% каждый. На вопрос, откуда такие оценки, Константин Вайсман ограничился кратким комментарием: «Расчеты производились с учетом опыта крупных универсальных банков».Предупреждают представители компании «большой четверки» и о возможности роста в текущей ситуации уровня мошенничества. Партнер KPMG Александр Соколов указал в связи с этим на необходимость принимать дополнительные меры по обнаружению операций по «обналичке», контролю над рисками при торговле ценными бумагами, информационной безопасности: «Средние потери от торговли ценными бумагами у крупных банков в кризисный период могут быть на уровне $100 млн, но это лишь вершина айсберга. Часто компании прилагают все силы, чтобы скрыть произошедшее или даже не представляют, что у них происходит. Вспомните ставший публичным скандал с «Ренессанс Капиталом», потерявшим миллионы долларов из-за открытия позиций сверх лимитов и в обход службы контроля».Эксперты отмечают, что традиционный показатель рентабельности – коэффициент cost/income у некоторых российских банков зашкаливал до последнего времени даже за 70%. «Мало кто вообще оптимизировал свои расходы, ведь, у иностранных банков этот показатель обычно был на уровне 40-50%», — отметил Александр Тютюнник.Впрочем, неподготовленность российских банков, по мнению консультантов KPMG не мешает с оптимизмом смотреть на будущее российского банковского рынка. «Конечно, многое будет определять макроэкономическая ситуация, однако мы считаем, что у России есть все необходимое, чтобы войти в число 5-6 главных финансовых держав», — говорит Александр Тютюнник. По оценкам KPMG, в 2009-2011 годах ежегодный рост активов банковского сектора составит порядка 25-30%. «Одно из доказательств этому – опыт Казахстана, здесь даже в кризисный год активы выросли более чем на 20%.Однако, согласились участники конференции, пережить период нестабильности удастся лишь примерно 350 российским банкам. «Десять крупнейших игроков станут транснациональными, 30-40 сильных середнячков — федеральными, остальные 200-300 будут обслуживать региональные компании»,- уверены в KPMG. Впрочем, банкиры несмотря на сложность ситуации уверены, что уже в ноябре декабре наиболее сильные игроки начнут возвращаться к работе в докризисном режиме. «Вышедшие на рынок первыми станут победителями, и это произойдет уже в этом году», — отмечает президент Global Ratings Group Ричард Хейнсворт.Теги: кризис | банки | KPMG