«Viberi» В Италию со своим Urals
«Viberi» В Италию со своим UralsУ «Лукойла» наконец-то появится НПЗ в Западной Европе. К концу года компания закроет сделку по созданию СП с итальянской энергетической ERG S.p.A., в результате чего за 1,35 млрд евро приобретет 49% акций в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB. Совместным предприятием стороны будут управлять на паритетных началах. Однако по условиям опциона «Лукойл» сможет в течение последующих пяти лет выкупить дополнительные 21% или 50% акций по рыночной цене (при этом наименьшие оценка и капитализация должны быть 2 и 2,7 млрд евро соответственно). Что дает сделка «Лукойлу»?
Мечта сбылась. Прежде всего выход на новые рынки сбыта, чего холдинг безуспешно добивался с 2000 года. Сначала «Лукойл» претендовал на литовский Mazeikiu Nafta, но потерпел фиаско. Причину озвучил вице-президент компании Леонид Федун: «Многие политики в Литве не хотят этого». Нефтедобытчику не удалось купить и Rafineria Gdanska в Польше – как и литовский НПЗ, он достался польскому нефтегазовому концерну PKN Orlen. Затем греческое правительство сочло слишком низкой предложенную «Лукойлом» цену за госдолю в 23,2% акций консорциума Hellenic Petroleum, владеющими долями в пяти НПЗ страны. Но обиднее всего оказалась потеря Kuwait Petroleum Europoort в голландском Роттердаме в 2006 году. «Лукойл» выиграл тендер на покупку 100% НПЗ, однако продавец, Kuwait Petroleum Corporation, под давлением министра экономки Кувейта «передумал». А ведь тот НПЗ мог бы увеличить объемы нефтепереработки «Лукойла» сразу на 8,4%.
Нынешняя доля в ISAB дает «Лукойлу» возможность претендовать на объем переработки с итальянского НПЗ в 8 млн тонн в год. Это составит 57% от мощности зарубежных НПЗ холдинга и 12% от установленной мощности всех заводов в 66,5 млн тонн. «Позитивный момент сделки состоит в том, что компания впервые приобрела НПЗ, который не нуждается в модернизации – на ISAB она прошла в 2007 году, – отмечает аналитик ФК “Открытие” Наталья Мильчакова. – Очевидно, отсюда появилась некоторая премия к цене: за один баррель установленной мощности “Лукойл” заплатил $37, тогда как сопоставимые сделки осуществлялись по цене от $30 до $35».
В модернизацию всех приобретенных ранее зарубежных НПЗ «Лукойлу» приходилось вкладывать дополнительные средства. Монтировалось более современное оборудование, чтобы довести качество вырабатываемых бензинов до европейских стандартов и увеличить глубину переработки. Например, убыточный болгарский Burgas в 1999 году компания купила с обязательством инвестировать в него $268 млн в течение пяти лет. А для обновления румынского «Петротел-Лукойл» от IFC в 2005 году был привлечен кредит в размере $82 млн. В реконструкцию вновь «открытого» Одесского НПЗ за три года было вложено $350 млн.
Через три моря. Расположенный на Сицилии НПЗ откроет для «Лукойла» возможность приобретения АЗС в Италии. По той же схеме холдинг развивает бизнес на Балканах и в других странах Европы: на данный момент 1,8 тыс. заправок компании есть в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, Бельгии, Люксембурге, Финляндии. В 2007 году для переработки на свои зарубежные заводы «Лукойл» отправил из России 9,6 млн тонн нефти. И все же логистика итальянского проекта пока неясна. Хотя нефтекомплекс ISAB и заточен под переработку тяжелой нефти, к которой относится российская смесь Urals, но нефтепроводов до Италии нет. «Скорее всего, перерабатываться на ISAB будет сверхлегкая нефть с месторождений холдинга на Каспии, – предполагает Наталья Мильчакова. – Доставка танкерами по морю». Правда, пока на месторождениях на шельфе Северного Каспия, которые разрабатывает «Лукойл», найдено больше газа, чем нефти, но и без того ее доказанные запасы составляют 407 млн баррелей.
Берег турецкий. Нынешняя сделка укладывается в стратегию зарубежной экспансии, о которой холдинг заявил осенью 2006 года. «Теперь наиболее вероятные для следующих покупок НПЗ те, что расположены вдоль нефтепровода “Дружба”, – говорит аналитик ИФД “Солид” Денис Борисов. – Это заводы в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и даже Австрии. Нельзя исключать приобретения в Греции». В Восточной и Центральной Европе, отмечает аналитик, довольно много НПЗ – только в Румынии их шесть. Немало заводов и в южной части Италии. Возможно, что внимание «Лукойла» не ослабело к турецким берегам, где ранее холдинг намеревался построить НПЗ с нуля и купить сеть АЗС. Но затем предпочел инвестировать в расширение мощностей болгарского Burgas.
А вот с дальнейшей экспансией «Лукойла» в Западной Европе не все так просто. «Россиянам там ничего не дадут купить – по политическим и экономическим соображениям», – уверен начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. Маржинальность нефтепереработки всегда была высокой и привлекательной для владельцев НПЗ. Они неохотно расстаются с активами в надежде на рост их стоимости в будущем. Это та причина, по которой правительство Кувейта отказалось продать «Лукойлу» роттердамский НПЗ. Ситуация с тех пор не изменилась.
Однако, по мнению Александра Разуваева, есть шансы, что через несколько лет возобновятся переговоры по поводу приобретения литовского Mazeikiu Nafta. Его нынешнее состояние далеко от оптимального: НПЗ «привязан» к северной ветке трубопровода «Дружба», пустующей третий год подряд. Дело дошло до того, что PKN Orlen рассматривал возможность поставки нефти из Венесуэлы.
Рубрики