Рубрики
Статьи

«Viberi» Кто инвестирует в аэропорты\?

«Viberi» Кто инвестирует в аэропорты\?
«Viberi» Кто инвестирует в аэропорты\?Люди перестали бояться летать. Об этом упрямо говорит опубликованная Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) статистика мирового пассажиропотока за первые восемь месяцев этого года: с января по август он вырос на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому ассоциация повысила свой прогноз прибыли мировой индустрии пассажирских авиаперевозок в 2007 году с $5,1 млрд до $5,6 млрд. А если количество пассажиров растет, то увеличивается доход не только авиакомпаний, но и аэропортов.
Лидер в тени. Несмотря на лидерство – пассажиропоток международного аэропорта «Домодедово» по итогам 2007 года составит 18,5 миллионов человек – управляющая компания «Ист Лайн» не стремится к публичности. Председатель совета директоров группы Дмитрий Каменщик ведет себя скорее как дипломат, нежели крупный руководитель, воздерживаясь от громких заявлений и комментариев и лишь изредка общаясь с прессой. Однако непрозрачность, как часто это бывает в России, не мешает, а наоборот, содействует развитию бизнеса. По оценкам компании, в 2007 году на долю «Домодедово» придется 48% суммарного пассажиропотока московских аэропортов (у «Шереметьево» – 36%, у «Внуково» – 16%). Кроме того, за последние полгода «Ист Лайну» удалось привлечь в «Домодедово» несколько новых иностранных авиакомпаний, самая крупная из которых – Lufthansa – начнет полеты с марта 2008 года. По оценке Дмитрия Каменщика, «в 2008 году «Домодедово» планирует обслужить более 20 млн пассажиров».
При этом группа не забывает об инвестициях в увеличение площадей аэропорта. Так в 2008 году на развитие «Домодедово» будет потрачено около $250 миллионов. Эти средства пойдут на реконструкцию и расширение аэровокзального комплекса – его общая площадь достигнет 250 тысяч кв.м. После этого начнется строительство первой очереди второго терминала – новой галереи площадью более 60 тысяч кв.м.
Добившись положительного результата в секторе пассажирских перевозок, менеджмент «Ист Лайна» решил усилить свои позиции и на других направлениях – в деловой авиации и грузовых перевозках. Для этого в ближайшие два года будут построены центр деловой авиации и «cargo-деревня». По словам Дмитрия Каменщика, общая стоимость проекта центра деловой авиации оценивается в $20–30 млн.
Какие же финансовые результаты у «Ист Лайна»? Достоверно неизвестно. Дмитрий Каменщик сообщил «Выбери!by», что отчетность группы может быть обнародована только после соответствующего решения акционеров, а они пока его не приняли. Еще одно темное пятно «Ист Лайна» – структура акционеров. По официальным данным, владельцем всех компаний группы является оффшор FML Limited, зарегистрированный на острове Мэн. А его, в свою очередь, контролируют два резидента острова – Джейн Петерс (75%) и Шон Каирнс (25%). Эксперты полагают, что они – лишь номинальные держатели. Сразу несколько участников рынка на условиях анонимности сообщили «Выбери!by», что бенефициарами «Ист Лайна» являются Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета группы Валерий Коган.
Аналитики сходятся во мнении, что после разрешения «Ист Лайном» всех финансово-правовых споров с государст­вом, основная опасность для бизнеса – перенасыщение аэропорта. «Домодедово» пытается стать универсальными «воздушными воротами», одновременно обслуживая регулярные, грузовые и бизнес-рейсы, а это рано или поздно приведет к замедлению темпов роста, так как возможности по расширению аэропорта не бесконечны. Впрочем, аналитик банка «Траст» Евгений Шаго полагается на опыт менеджмента «Ист Лайна»: «Группа на верном пути. Эта модель развития даст положительные результаты». Кстати, все свободные ресурсы «Ист Лайн» направляет на развитие «Домодедово» – стратегия компании не предусматривает возможность региональной экспансии.
Конкурент – государство. Основной соперник «Домодедово» – «Шереметьево» (МАШ). В 2007 году МАШ, принадлежащий государству, планирует обслужить более 14 млн пассажиров. «Шереметьево» занимает вторую строчку в рейтинге аэропортов, хотя длительное время оставался крупнейшими «воздушными воротами» страны. Генеральный директор компании Михаил Василенко поясняет, что «Шереметьево» теряет авиакомпании в большинстве случаев из-за ограничения площадей и логистики, но грядущая модернизация должна решить эти проблемы.
В конце 2007 года после реконструкции МАШ запускает в работу вторую взлетно-посадочную полосу. Кроме того, заканчивается строительство новых терминалов – «Аэрофлот» к марту 2008 года собирается ввести в строй «Шереметьево-3». Михаил Василенко обещает, что к концу 2008 года будет завершена и реконструкция «Шереметьево-2»: произойдет объединение нового и реконструированного терминалов в единый комплекс.
Транспортную проблему должен решить запуск специальных экспрессов от аэропорта до Белорусского и Савеловского вокзалов. В отличие от «Домодедово» стратегия «Шереметьево» предусматривает не универсальное развитие, а концентрацию на регулярных пассажирских авиаперевозках. Кроме того, в планах МАШ значится проведение IPO. Подготовка к нему идет, компания уже опубликовала отчетность по МСФО, и, скорее всего, размещение состоится в 2009–2010 году.
Впрочем, радужные перспективы МАШ омрачены нерешенной земельной проблемой. По словам Михаила Василенко, между владельцами земли вокруг «Шереметьево» и аэропортом идут трения – собственники мешают строительству железнодорожной станции и ЛЭП. В прошлом году структуры группы «Московское речное пароходство» и ее партнера (внимание!) – «Ист Лайна» купили 750 га земли рядом с «Шереметьево-1» примерно за $150 млн. На этом участке предполагается строительство 5 млн кв.м. жилья и бизнес-парка площадью 1,8 млн кв. метров.
Но ситуация усложняется еще тем, что прежние владельцы земли – коллективное сельскохозяйственное предприятие «Химки» (КСХП «Химки») и ООО «Московский лабаз» оспаривают законность приобретения земли новыми собственниками. Впрочем, Дмитрий Каменщик сообщил «Выбери!by», что слышал о таком конфликте, но «Ист Лайн» не имеет к этому никакого отношения. В КСХП «Химки» «Выбери!by» отказались давать какие-либо комментарии. Можно предположить, что конфликт затянет расширение «Шереметьево» на неопределенный срок.
Собирая по крупицам. На третьем месте среди аэропортов московского авиаузла находится «Внуково». По итогам девяти месяцев 2007 года аэропорт обслужил 5,1 млн пассажиров, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Их них около 40% приходится на международные перевозки, а 60% – на внутренние.
Как ни странно, существенную долю дохода «Внуково» приносят не регулярные пассажирские перевозки, а обслуживание деловой авиации. Именно этот аэропорт обеспечивает до 70% всех подобных полетов в Московском регионе – ежемесячно более 1 тыс. рейсов.
Если «Домодедово» займется этим направлением, то у «Внуково» появится очень сильный конкурент. Причем у последнего есть существенный минус по сравнению с будущим соперником – руководитель аналитической службы «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев обращает внимание на то, что очень часто во «Внуково» вводится режимное время, когда аэропорт не может принимать самолеты, за исключением бортов государственных лиц: «Естественно, выбивается из колеи весь состроенный график вылетов-прилетов авиакомпаний, а, значит, появляются опоздания и недовольные клиенты».
А пока основной акционер «Внуково» – правительство Москвы строит амбициозные планы по расширению бизнеса. Предполагается, что столичные власти получат контроль над всеми близлежащими небольшими аэропортами (Иваново, Липецк, Нижний Новгород, Воронеж, Белгород и т. п.) и объединят их в единый холдинг с «Внуково». Основные доходы еще неоформ­ленной группы будет обеспечивать неавиационная деятельность – строительство и эксплуатация коммерческой недвижимости (гостиницы и торговые центры) в черте аэропортов. А привлечением пассажиропотока между регионами займется подконтрольная правительству Москвы авиакомпания «Атлант-Союз», которая уже приобрела несколько самолетов для региональных линий.
Не только Москва. Есть на рынке и другие игроки, но они хотят заработать на инвестициях в региональные аэропорты. Речь прежде всего о компании «Новапорт», дочерней структуре AEON Corporation (ранее группа «Московское речное пароходство» – «Выбери!by») Романа Троценко. «Новапорт» уже владеет рядом активов: контрольным пакетом «Челябинского авиапредприятия», 37% акций аэропорта Новосибирска и 48% акций аэропорта «Алтай» в Барнауле. Этой осенью компания приобрела 100% акций читинского аэропорта и ведет переговоры с аэропортом Томска.
«Наша основная цель в ближайшие 5 лет – IRR (внутренняя норма доходности – «Выбери!by») в акционерный капитал не ниже 20%, – рассказывает генеральный директор «Новапорта» Алексей Васильченко. – А рыночная капитализация активов под нашим управлением должна достичь показателя в $1 млрд». Он сообщил, что компания в ближайшее время заключит еще 2–3 сделки по приобретению аэропортов: «Установки на географическую синергию у нас нет. Основная задача – покупка выгодных, перспективных, развивающихся объектов».
В дальнесрочной перспективе «Новапорт» планирует разместить собственные акции на фондовом рынке или продать миноритарный пакет стратегическому инвестору. «Но это возможно будет лишь через 5 лет, не раньше», – уверен Алексей Васильченко.
Но не только холдинг Романа Троценко занимается активной скупкой аэропортов. Еще одним инвестором в отрасли является Олег Дерипаска – в 2006 году компания «Стратегия Юг», входящая в группу «Базовый элемент», заплатила за аэропорт Сочи 5,5 млрд рублей. Теперь в холдинг «Аэропорты Юга» входят почти все значимые аэропорты Краснодарского края – Сочи, Краснодар, Геленджик и Анапа.
Руководитель авиационного сектора группы «Базовый элемент» Рано Джураева сообщила «Выбери!by», что в 2007 году «Аэропорты Юга» обслужат более 3,5 млн пассажиров, а выручка компании составит около $200 млн. Будущий объем инвестиций в реконструкцию аэропортов она оценивает в $500 млн.
В отличие от разбросанных активов «Новапорта» аэропорты «Базового элемента» собраны по региональному принципу. «Мы планируем создать собственную сеть аэропортов и будем развивать региональные перевозки в Краснодарском крае», – поясняет Рано Джураева. Кстати, у группы уже есть собственная авиакомпания «Авиалинии Кубани». С учетом повышенного пассажирского спроса на южные направления авиационный и аэропортовый бизнес «Базового элемента» в ближайшие пять лет существенно вырастет.
Заинтересованы в аэропортах и иностранные инвесторы. Так, компания Meinl Airports (дочерняя структура австрийского фонда Meinl – «Выбери!by») не смогла устоять и приобрела улан-удэнский аэропорт за 0,6 млрд рублей.
Но, несмотря на царящий ажиотаж в отрасли, руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак предупреждает, что при всей своей привлекательности аэропорты, особенно региональные, – очень специфичные объекты: «Построить бизнес в регионах на скорую руку, чтобы быстро продать его инвесторам, не получится. Придется потратить как минимум 3–4 года, чтобы привести их в порядок».
БИЗНЕС: Парковки преткновенияГоловную боль аэропортам могут доставить не только задержки рейсов и толпы недовольных пассажиров, но и контрольные органы.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заинтересовалась вопросами ценового регулирования на парковках в московских аэропортах. Произошло это после жалоб граждан на высокую стоимость и слишком маленький лимит времени на бесплатную стоянку. Выездные проверки привели к возбуждению дел в отношении ЗАО «БРК инвест лимитед» («Шереметьево-2»), ЗАО «Домодедово аэротель» и ОАО «Внуково-инвест». ФАС сомневается в обоснованности порядка расчета и величины тарифов, а также в возможности парковки на альтернативных бесплатных стоянках.
Антимонопольное ведомство подозревает компании в злоупотреблении доминирующим положением и навязывании услуг потребителям. Если это обвинение будет доказано, то операторы стоянок могу быть оштрафованы в размере от 1 до 15% оборота. Кроме того, у ФАС есть вопросы относительно формирования тарифов. Чиновники считают, что рентабельность парковок составляет 20–30%, а тарифы не самые низкие. В свою очередь, представители аэропортов сообщили, что в среднем оплачивают парковку от 20 до 45% клиентов, оставляющих автомобиль, остальные либо успевают уложиться в бесплатное время (чаще всего – не более 15 минут), либо пользуются льготными тарифами и скидками. Кроме того, для клиентов имеются и бесплатные парковки, которые, однако, удалены на приличное расстояние от аэропорта.
Крупнейшие аэропорты РоссииМестоАэропортЧисло пассажиров, обслуженных в 2006 г., млн чел.Число пассажиров, обслуженных в январе–июне 2007., млн чел.1Москва (Домодедово)15,377,902Москва (Шереметьево)12,676,373Москва (Внуково)5,122,734Санкт-Петербург (Пулково)5,052,555Екатеринбург (Кольцово)1,670,926Новосибирск (Толмачево)1,540,707Сочи (Адлер)1,350,488Краснодар (Пашковская)1,230,559Красноярск (Емельяново)1,170,4810Самара (Курумоч)1,140,5611Уфа0,970,4912Хабаровск0,930,4113Владивосток (Кневичи)0,890,3914Сургут0,820,4015Иркутск0,790,3716Тюмень (Рощино)0,740,3617Калининград (Храброво)0,730,3818Ростов-на-Дону0,730,4119Минеральные Воды0,650,3320Южно-Сахалинск0,580,2621Нижневартовск0,550,2622Анапа (Витязево)0,540,1623Якутск0,530,2224Казань (Основной)0,450,2525Новый Уренгой0,440,23Источник: Транспортно-клиринговая палатаПарковка в аэропортах Москвы, руб.АэропортПочасоваяСуточная Шереметьево150150–300 Домодедово 50–300400Внуково150500–1000По данным компанийДоля аэропортов в пассажиропотоке московского авиаузла в 2006 г.,%47Домодедово38Шереметьево15ВнуковоИсточник: Транспортно-клиринговая палата