Рубрики
Статьи

«Viberi» В авангарде русского MBA

«Viberi» В авангарде русского MBA
«Viberi» В авангарде русского MBAКнигиБиблиотечкаСотрудники бизнес-школ часто выпускают бизнес-литературу, да и сами школы не прочь запустить серию своих учебников. В этом году преподаватели профильных бизнес-школ крепко оседлали «модную» тему инноваций, выпуская учебники и пособия по этой теме. Иногда под довольно курьезными названиями, например, Асмолова М.Л. «Деловые комплименты как предложение «раздеться»: управление людьми при внедрении инноваций» (М.: Изд-во РИОР: ИНФРА-М, 2011). А вот другие примеры:• Хомкин К.А. Инновационный проект: подготовка для инвестирования. – М.: Дело, 2010.• Сафарян К.В. Инновационный бизнес: практические аспекты оценки активов. – М.: Дело, 2010. • Гумерова Г.И. Управление инновационными преобразованиями. – М.: Дело, 2010.• Первушин В.А. Практика управления инновационными проектами. – М.: Дело, 2010. • Акопов М.С. Управление динамикой бизнеса и инновациями. – М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2010.• Антропов М.С. Управление изменениями и инновациями. – М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2010.• Зинов В.Г., Вовк Д.Н. Инновационный бизнес: практика передачи технологий. – М.: Дело, 2010.• Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. – М.: Проспект, 2010.• Каширин А.И., Семенов А.С. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование. – М.: Дело, 2010.  • Бирман Л.А., Кочурова Т.Б. Стратегическое управление инновационными процессами. – М.: Дело, 2010.• Хотяшева О.М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. – М.: Проспект, 2010.• Какаева Е.А., Дуненкова Е.Н. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. – М.: Дело, 2010. • Кандалинцев В.Г. Инновационный бизнес: применение сбалансированной системы показателей. – М.: Дело, 2010.Эксперты о тенденциях в сфере MBAЕкатерина Лисицына, директор департамента программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС: – Программа МВА выстроена так, что вначале слушатели пополняют и систематизируют знания в области менеджмента, а затем изучают дисциплины выбранной специализации. По­этому базовые дисциплины по-прежнему актуальны. Связано это с тем, что ключевые проблемы финансиста, маркетолога или HR‑менеджера почти не меняются. Параллельно растет спрос на узкоспециализированные курсы. И постоянно идет процесс смещения акцентов в сторону наиболее актуальных тем. Так, в программе «МВА – Управление человеческими ресурсами» больше внимания уделяется оптимизации и нормированию численности персонала, в программе «МВА – Маркетинг-Менеджмент» – работе компании в интернете. Более пристально рассматриваются вопросы этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.Анна Денисова, директор ИДАБ Финансового университета при правительстве РФ:– Просьбы, пожелания и ходатайства можно рассматривать как безвозмездную помощь слушателей по улучшению программ и методов преподавания в бизнес-школе. На их основе происходит ротация преподавательских кадров, появляются интересные проекты. В частности, по запросам слушателей ИДАБ в качестве бонуса предложил бесплатную возможность подготовки и сдачи экзамена на международный сертификат IFA (Институт финансовых аналитиков). В целом набор базовых учебных курсов в сбалансированной программе МВА остается прежним, и корректировке подвергается само содержание материала. Новые курсы, как правило, появляются в форме мастер-классов и тренингов. Расширение продуктовой линейки программ МВА, по-хорошему, должно быть следствием достижения школой определенного уровня зрелости и готовности занять свою уникальную нишу на рынке, а не сиюминутным откликом на конъюнктуру рынка.Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС:– Уйдут в историю большие группы слушателей программ MBA. Произойдет существенное разделение на программы MBA и Executive MBA, выделятся люди с опытом, руководители, и отдельно будут обу­чаться наемные работники, молодые амбициозные люди, которые идут на MBA, чтобы поменять работу и подняться по карьерной лестнице. Возрастет роль глобализации и, следовательно, международного сотрудничества, усилится роль программ с языком. Слушатель профессионально вырос и индивидуализировался. Клиент, который слабо разбирается в управленческих технологиях, – дело прошлого. Теперь каждый из наших слушателей настолько яркая индивидуальность, что в процессе обучения они получают огромное количество полезной информации друг от друга, и наша задача усложняется: мы должны дать такую возможность – проявить себя. В связи с кризисом возрос интерес к коротким программам, которые позволили желающим выбрать нужные модули по соответствующей цене. Так, структура программы разбивается на самостоятельные модули, и один из наиболее актуальных на сегодняшний день – soft skills. Для ВШКУ эти программы являются естественным продолжением подхода к формированию программ различной продолжительности. Программа SEMBA (1–2 месяца) естественным образом заняла свою нишу, дополняя наши традиционные программы: профпереподготовки (1 год), МВА и ЕМВА (2 года), DBA (3 года).Светлана Жильцова, декан института экономики и финансов «Синергия»:– Оживление спроса на программы МВА можно проиллюстрировать цифрами. В 2010 году набор приблизился к докризисному в количественном выражении: 158 человек в 2007 году против 155 в 2010-м (минимум наблюдался в 2008 году – 105 человек). Главный вопрос: кто является слушателем программ МВА и как кризис изменил профиль обучающихся? Во-первых, очевиден приток успешных и уверенных молодых женщин, развивающих свое дело или готовых принимать активное участие в управлении бизнесом. Число таких руководительниц приближается к отметке 45%, хотя до последнего времени мужчины занимали более уверенную позицию (68%). Во-вторых, возраст. Омоложения аудитории пока не происходит. Основная категория – слушатели, имеющие опыт работы более 7 лет (39%), более 10 лет (46%) и только 15% – до 5 лет. В-третьих, наблюдается спрос на МВА среди предпринимателей и руководителей малого и среднего бизнеса, что отражает оживление экономической и деловой среды. Крупный бизнес в большей степени ориентирован на западное образование, окончательно потеряв уверенность в российских образовательных проектах. Так что для российских школ основным конкурентом, на мой взгляд, являются не отечественные учебные заведения (имеющие или не имеющие государственный статус), а ведущие международные школы бизнеса: Wharton, Cambridge, Oxford, IMD.Джамиля Шакирова, руководитель программ бизнес-образования Центра налогового администрирования и финансового управления Академии народного хозяйства при правительстве РФ:– Новыми курсами, внедренными в образовательный процесс, являются информационные технологии в финансовом управлении предприятия, интернет-маркетинг, налоговое планирование и оптимизация, хеджирование рисков, инновационный менеджмент. Слушатели высказывают пожелания проводить тренинги по личностному росту, развивающие лидерские качества, способности нестандартно мыслить. Возрастной диапазон изменился в сторону увеличения количества слушателей в возрасте до 30 лет. Мужчины преобладают, но прослеживается все больший интерес к программам со стороны женщин. Соотношение оплаты между учениками и работодателями распределяется по-разному в зависимости от специфики программ. В связи с переходом на инновационный этап развития экономики России растет заказ на программы в данной области со стороны корпоративного сектора. В отношении узкоспециализированных программ, например в области налоговой стратегии и менеджмента, оплату обучения осуществляют преимущественно сами слушатели. Активно стало применяться использование услуг банков в части кредитования образовательных программ, а также удобная система поэтапной оплаты и скидок.Вадим Засько, заместитель директора Института экономики недвижимости НИУ – Высшей школы экономики:– Стандартным набором для программ МВА являются базовые и профессиональные дисциплины в сфере менеджмента. То есть те курсы, которые должен освоить любой руководитель топ-уровня. Но в программе МВА также значительный блок занимают специальные профессиональные дисциплины и курсы по выбору. Именно эти блоки дисциплин корректируются в зависимости от ситуации в экономике, актуальности того или иного события, пожеланий слушателей. На наших программах идут постоянное взаимодействие и диалог со слушателями, профессиональными сообществами, компаниями – лидерами отрасли, государственными структурами.  В условиях роста экономики стало происходить увеличение заказов со стороны корпоративного сектора, но преимущественно в сфере программ повышения квалификации. Соотношение примерно следующее: 70% слушателей платят за себя сами, 20% – работодатель, 10% – смешанная форма оплаты (часть платит работодатель, часть – слушатель). Оживился спрос на образовательные кредиты, которые позволяют многим оплатить обучение в менее жестких финансовых условиях. Кроме того, некоторые бизнес-школы, как и мы, гибко рассматривают возможности оплаты, составляя индивидуальный график платежей с учетом рассрочек и скидок.Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА:– Слушатели на протяжении всей истории российского МВА обращают внимание своих бизнес-школ на излишнюю теоретичность программ. Но ситуация меняется очень медленно. Родовая травма отечественного бизнес-образования – слабая связь с бизнесом – обуславливает невозможность коренного реформирования программ МВА. По-прежнему в бизнес-школах крайне мало реальных бизнесменов. Школа, в большинстве случаев, не знает глубоко проблем бизнеса и занимается стайлингом зарекомендовавших себя курсов: добавляются темы, меняются названия, организовываются дополнительные опции (стажировки за рубежом или поездки в российские компании). Так, с началом кризиса некоторые бизнес-школы стали активно предлагать имевшиеся в портфеле курсы по антикризисному управлению, хотя на тот момент мало кто представлял, как нужно реагировать на кризис. Потребители довольно быстро с этим разобрались, и подобные программы были сняты ввиду незначительного к ним интереса.Яна Клементовичус, директор ВЭШ СПбГУЭФ:– Мы постоянно адаптируемся к изменениям среды, корректируем содержание курсов в рамках программ, вводим новые курсы. Это касается рассмотрения технологии и инструментов «бережливого производства», «технологических дорожных карт», вопросов эффективного управления инновациями в компании и в их объединениях (холдингах, кластерах и др.). Обновление содержания программ происходит постоянно. С одной стороны, это связано с изменениями в экономической среде и появлением новых технологий управления, с другой – определяется непосредственно пожеланиями слушателей и работодателей. Да и сами слушатели меняются. По предварительным оценкам, аудитория стала более молодой и более подготовленной, чем раньше. Доминирование топ-менеджеров в составе групп сохранилось. А вот доля женщин на программах МВА явно увеличивается, это заметно уже сейчас. Важной тенденцией в современных условиях становится ориентация программ МВА на отдельные сектора экономики, в частности, к запуску в 2012 году готовятся программы МВА для организаций финансового сектора, энергетики и других.