«Viberi» Роскошь становится средством передвижения
«Viberi» Роскошь становится средством передвиженияПока готовность покупателей дорого платить за качество отражается прежде всего на иностранных автопроизводителях. Большинство из них увеличивают сбыт своей продукции в России. Западные компании так активно стремятся расширять свои дилерские сети и развивать производство в России, что отечественные производители могут противопоставить этой экспансии разве что низкие цены на свои устаревшие модели. Между тем потребность покупателей в дешевых машинах снижается. По прогнозам «АвтоВАЗа», в 2008 году спрос на марки стоимостью менее $3 тыс. составит 129 тыс. штук против 135 тыс. в нынешнем.
Иена — валюта автолюбителя. Лидером среди иностранных компаний на российском автомобильном рынке является Toyota Motor Corp. За девять месяцев 2003 года она продала более 17 тыс. машин — в три раза больше, чем в 2002 году. По словам представителя ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на то есть несколько причин: «Помимо высокого качества у Toyota широкий модельный ряд. К тому же компания проводит стратегию по расширению собственного бизнеса в России, активно развивает дилерскую сеть». Как считают специалисты, на рост продаж японских машин особенно повлиял высокий курс евро: большинство автомобилей европейского производства резко подорожали.
На втором месте по популярности после Toyota — корейская компания Daewoo. Большинство машин, продающихся в России, собираются на заводе «УзДэуАвто» в Узбекистане. Стремится улучшить свои позиции на российском рынке и Hyundai. Сейчас на Таганрогском автомобильном заводе монтируется линия для сборки легкового автомобиля бизнес-класса Hyundai Sonata, который там начнут производить в начале 2004 года. Планируется, что его стоимость составит около $16 тыс.
Лидерами импорта среди европейцев остаются Renault и Peugeot. Их успех объясняется в том числе успешным применением кредитных схем. Кстати, Renault недавно инвестировала $250 млн в развитие совместного предприятия «Автофрамос», на котором собирают модель Renault Symbol. По планам компании, уже в начале 2005 года завод начнет выпускать новую марку «X90». Директор по связям с общественностью Renault в России Ян Доризон сообщил журналу «Выбери!by», что стоимость «X90» составит примерно от 7 до 10 тыс. евро: «Идея автомобиля проста: доступная и современная машина, при этом с достаточно просторным салоном. Сейчас в России покупают одну машину на семью, и такую модель рынок ждал давно».
Амбициозные планы по завоеванию российского потребителя вынашивает и Peugeot. Компания планирует достичь к 2006 году ежегодного объема продаж в 20 тыс. автомобилей. Об этом недавно сообщил Дэвид Рио, начальник торговых операций отдела продаж Peugeot в Центральной и Восточной Европе, на Средиземноморье и Ближнем Востоке. К 2004 году компания собирается организовать в России филиал по импорту и дистрибуции — «Пежо Россия».
Иномарки наступают. В начале ноября председатель совета директоров «Базового элемента» Олег Дерипаска и управляющий директор Fiat Джузеппе Моркио подписали протокол о намерениях сотрудничать в области автомобилестроения. В частности, стороны решили «рассмотреть возможность налаживания импорта и дистрибуции» основных моделей Fiat с перспективами производства некоторых из них в России. Как сообщили в пресс-службе «Базового элемента» журналу «Выбери!by», сейчас решается вопрос о создании рабочей группы. В нее войдут представители холдинга «РусПромАвто» — дочерней фирмы «Базового элемента».
Большой популярностью пользуется у потребителей и Ford Focus. В России эта модель собирается на заводе во Всеволожске, который недавно ввел в эксплуатацию американский автоконцерн. Сейчас на предприятии производится 25 тыс. машин в год. За девять месяцев 2003 года продажи Ford Focus в России через сеть официальных дилеров составили 9412 автомобилей. А рост продаж по сравнению с девятью месяцами 2002 года составил 415%. Как считает президент Ford Motor Company в России и СНГ Хенрик Нензен, популярность Ford Focus основана на многих факторах: «Причина в том числе в конкурентоспособных программах потребительского кредитования и страхования, которые мы ввели во второй половине 2003 года». Сейчас действует предложение, по которому займы на Ford Focus выдаются под 4,9% годовых.
По прогнозу, который содержится в проспекте облигаций «АвтоВАЗ» 2-й серии, последние изменения таможенных пошлин приведут к тому, что потребители будут покупать новые «отечественные иномарки» российской сборки вместо подержанных машин из-за рубежа. Так что успех скорее всего ждет и автомобиль Chevrolet Niva, который с прошлого года выпускает в Тольятти совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ».
Новогодние подарки. Приобрести автомобиль можно немного дешевле перед новогодними и рождественскими праздниками. Именно в это время официальные дилеры большинства западных производителей начинают свои промо-акции. «Если объемы продаж устраивают производителя, то зачем ему снижать стоимость? — считает исполнительный директор ассоциации «Автокей» Евгений Подольский. — Другое дело, если компания стремится продвинуть какую-то конкретную модель: тогда производитель просто устанавливает на нее специальные цены или предлагает клиентам подарки». Например, до конца декабря проходит акция по Renault Simbol. Покупателю дарят комплект зимних шин, полис страхования гражданской ответственности и скидку 300 евро. А при приобретении Renault Laguna клиент бесплатно получает комплект безопасности, который равен скидке в 800 евро.
Для привлечения потребителей многие автодилеры вводят собственные специальные предложения. Так, например, Major Auto дарил в ноябре билеты на Красное море всем покупателям Ford, Renault и Skoda. В «АвтоПланете» до конца декабря можно бесплатно получить зимнюю резину при покупке автомобилей Skoda. Но Евгений Подольский из «Автокея» считает, что добиться существенной скидки покупателю нельзя: «Дилер ограничен низкой рентабельностью продаж автомобилей».
Для покупки авто клиенты все чаще берут кредит. Действительно, сегодня средняя ставка займа невелика — она не превышает 10% годовых в валюте. В некоторых автосалонах машину можно получить в рассрочку. Гораздо более распространенная система — Trade-In: при покупке нового автомобиля учитывается стоимость старого.
Неизбежные траты. При покупке недорогого автомобиля российского производства не забудьте сделать антикор ($100-200), оплатить защиту картера ($10-20), заменить дешевое заводское масло на другое ($150), а также «протянуть» машину, то есть подкрутить все гайки и болты. Стоит также приготовиться морально: это только первые затраты на ее содержание.
Стоимость сигнализации для отечественного автомобиля составит от $90, сообщил журналу «Выбери!by» технический специалист компании Magic Systems Игорь Разведской: «Для подержанных иномарок старше пяти лет, которые наиболее популярны, цена самой простой сигнализации — минимум $140». По словам Игоря Разведского, стоимость определяется по нескольким критериям: дешевле всего «обезопасить» от угона отечественную машину, а самую большую сумму придется потратить на новую иномарку.
Стоимость полиса ОСАГО, без которого новая машина не будет зарегистрирована в ГИБДД, складывается из нескольких составляющих. Для частных легковых автомобилей базовая ставка составляет 1980 рублей. Полная сумма зависит от региона проживания владельца, его стажа и возраста, количества лиц, допущенных к управлению, мощности двигателя и периода использования автомобиля. Так, москвичи в среднем платят за полис ОСАГО около 2500 рублей. Желающим застраховаться от угона и ущерба придется раскошелиться на полис КАСКО. За страховку отечественного автомобиля придется отдать минимум 7-8% от его стоимости. Базовая ставка для иномарки составляет 10-11%.
Расходы на ремонт можно немного сократить. По словам исполнительного директора ассоциации «Автокей» Евгения Подольского, для этого нужно купить машину у официального дилера, где стоимость нормо-часа на техническое обслуживание минимальна: «Если же цена нормо-часа устанавливается производителем и одинакова во всех салонах, то предпочтительнее тот, который предоставляет гарантию на более длительный срок».
Прописка для машины. Недешево обойдется и машиноместо для любимого автомобиля. По словам пресс-секретаря агентства МИАН Игоря Ладычука, его стоимость в подземном гараже составляет минимум $13 тыс. В элитном жилом комплексе оно обойдется уже в $55 тыс.: «Цены постоянно растут: если раньше за машиноместо в районе проспекта Мира просили около $17 тыс., то сейчас — около $35. Стоимость зависит от благоустроенности гаража: есть ли охрана, мойка, отопление. На цены влияет район, а также количество мест в паркинге: чем их меньше, тем они дороже».
Гораздо дешевле гаражи-ракушки: всего около $1 — $1,5 тыс. Несмотря на то что городские власти постоянно лелеют идею их сноса, по закону они являются «движимым имуществом». Так что установить гараж можно где угодно, кроме пешеходной дорожки, детской площадки, газонов и земли над трассами магистральных инженерных коммуникаций. Деньги «за парковку» собираются с владельцев автомобилей рядом с ресторанами и рынками. Как правило, такая стоянка стоит от 20 до 50 рублей в час. В действительности муниципальные платные парковки в Москве признаны незаконными 1 июля 1999 года с введением налога с продаж.
Еще одна статья расходов для автолюбителя — штрафы за нарушения правил дорожного движения. Кстати, вскоре они возрастут. На прошлой неделе вице-премьер РФ Владимир Яковлев сообщил журналистам, что к весенней сессии 2004 года Госдумы правительство внесет на обсуждение соответствующий пакет законопроектов. В частности, планируется, что в расчет будет приниматься реальный минимальный размер оплаты труда — 600 рублей, а не действующий сегодня для «штрафника» 100-рублевый МРОТ.
Примерные расходы на содержание автомобиля (без учета ремонта)НаименованиеСтоимостьСигнализацияМинимум $90 — для отечественных, от $140 — для подержанных иномарок старше пяти летАнтикорОт $100 до $200Защита картераОколо $10-20СтраховкаОСАГО — около 2500 рублей в Москве и около 1500 рублей в среднем по России. Автокаско — минимум 7-8% от стоимости для отечественного автомобиля, от 10-11% от стоимости для иномаркиРегистрация в ГИБДДОколо 200 рублейГаражМашиноместо в подземном паркинге — от $13 тыс., гараж-ракушка — от $1 тыс.Бензин, 1 литр (в среднем по России), данные Госкомстата11 рублей, низкооктановый — 9 рублей, АИ-92-93 — 11,2 рубля, АИ-95 — 12,4 рубля,МойкаОколо 100 рублейХимчистка салонаОколо 1000 рублейУслуги по эвакуации $30 (в пределах МКАД для легковых автомобилей отечественного и импортного производства)Выезд бригады экстренной технической помощи$15 — вызов, $16 — нормочас работы по отечественному автомобилю, $25 — нормочас работы по иномаркеТехосмотр легкового автомобиляОколо 450 рублейТранспортный налог*Для большинства отечественных машин — 400 рублей в год, от 100 до 150 лошадиных сил (Audi, Fiat) — 1500-2250, 150-200, 200-250 лошадиных сил (Opel, Toyota) — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей* Налогом не облагаются автомобили, мощность которых не превышает 70 лошадиных сил.
Рубрики