Рубрики
Статьи

«Viberi» «Тихая гавань» для капиталов

«Viberi» «Тихая гавань» для капиталов
«Viberi» «Тихая гавань» для капиталовПрошедший 2002 год стал не самым удачным для развивающихся рынков. Во-первых, по ним ударила всемирная экономическая рецессия. Спад производства в наиболее промышленно развитых странах мира, включая государства ЕС и США, и депрессия в Японии, которая началась 10 лет назад и никак не закончится, — все это привело к оттоку инвестиций из еврооблигаций с высоким уровнем риска. Перманентные рецидивы финансовых кризисов в Турции и Аргентине еще больше ухудшили отношение инвесторов к активам стран с развивающимися рынками. То обстоятельство, что финансовое положение многих заемщиков пошатнулось из-за высоких цен на нефть, вряд ли способствовало увеличению доверия инвесторов к этой категории долговых обязательств.
Тем более неожиданными на первый взгляд могут показаться результаты опроса, проведенного на днях ведущей британской газетой Financial Times. Выяснилось, что печальные события 2002 года вовсе не сформировали у инвесторов чувства стойкого отвращения к активам с высоким уровнем риска. И более того, вложения в ценные бумаги стран с развивающимися рынками оказались самыми высокодоходными. «Это очевидный факт», — считает глава департамента стран с развивающимися рынками ING Barings Филип Пул. По его словам, инвесторы, вкладывавшие средства в эту группу активов, выиграли неизмеримо больше, чем те, кто придерживался более консервативной позиции и продолжал инвестировать в еврооблигации промышленно развитых стран или в корпоративные акции и облигации европейских и американских компаний. Хотя бы потому, что большинство из этих активов оказались убыточными. Чего нельзя сказать о еврооблигациях и облигациях стран с развивающимися рынками.
А в этом сегменте ситуация оказалась по итогам 2002 года куда менее однородной. Например, Турция, которую на протяжении всего года сотрясали финансовые кризисы, увеличила размер своей задолженности на рынках капитала до 90% ВВП, при этом доходность по ее еврооблигациям выросла за последние три года в три раза. Россия же, напротив, смогла сократить размер своей внешней государственной задолженности до 40% ВВП, а доходность по ее облигациям снизилась до 10%, тогда как еще два года назад она колебалась на уровне в 70-80% годовых. Так, доходность российских еврооблигаций с погашением в 2030 году (это своеобразный индикатор для российского финансового рынка) упала с 16,6% в феврале 2001 года до 9,2% в ноябре 2002 года. Только за последние три месяца суверенные долги подорожали на 10%. Те, кто купил российские бумаги в начале 2002 года, к концу декабря заработали до 50% от объема вложенных в них средств, констатируют инвестиционные аналитики. Те же, кто не успел продать облигации Турции, естественно, потеряли.
Если верить экспертам, то в 2003 году на мировых рынках капитала сохранится та же тенденция: цены сделок с российскими долгами будут потихоньку расти. При этом подпитываться наши активы будут за счет денег, которые инвесторы продолжают сейчас выводить из менее привлекательных и более уязвимых долговых обязательств, например из еврооблигаций латиноамериканских стран или из активов ряда стран Юго-Восточной Азии. А также — что теперь никто не исключает — за счет выхода на рынки более консервативно настроенной части инвестиционного сообщества, например, за счет прихода сюда денег негосударственных пенсионных фондов, западных и российских. Не секрет ведь, что они в последнее время несут колоссальные убытки из-за падения котировок европейских и американских акций и облигаций. Российские «евробонды» представляют собой отличную возможность для возмещения хотя бы части этих убытков. Или во всяком случае для безопасного консервирования средств на обозримое будущее.
О том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, как нельзя лучше свидетельствует недавняя ситуация с размещением еврооблигаций ОАО «Газпром». На Лондонской бирже, как подчеркивают наблюдатели, инвесторы выстраивались в очередь за новыми ценными бумагами, а объемы предложения оказались в пять раз ниже, чем объемы спроса на облигации. При этом инвесторы не скрывали, что они готовы с охотой покупать любые другие российские заимствования, будь то облигации наших компаний или государственные внешние долги. Но государство пока не собирается размещать новые выпуски, а компании делают это весьма аккуратно, так что инвестиционным банкам и фондам приходится довольно жестко конкурировать друг с другом за те бумаги, которые попадают на западные биржи.
Однако далеко не факт, что это благополучие продлится долго. И дело не в том, что 2003 год для России — это год 17-миллиардных выплат по внешнему долгу, и не в том, что инвесторы боятся падения цен на нефть в случае успешного и быстрого завершения войны с Ираком. Как подчеркивает вице-президент лондонского отделения Citibank Никлас Сандстром, большинство экспертов уверено в том, что эти «подводные камни» российская экономика сможет обойти легко и непринужденно. «Я уверен, что даже в случае падения цен на нефть до $15-$20 за баррель Россия не столкнется с серьезными финансовыми трудностями. Что касается выплат по долгам, то правительство сформировало стабилизационный резерв, так что вряд ли стоит опасаться каких-либо неприятных неожиданностей в этом вопросе», — подчеркивает Сандстром.
Тем не менее есть обстоятельство, которое может серьезно подорвать привлекательность российских еврооблигаций в глазах инвесторов. И это то, что доходность по ним уже упала ниже уровня в 10%. «Это минимальный уровень для еврооблигаций страны, которая на сегодняшний день располагает спекулятивным суверенным рейтингом, — отмечает экономист инвестиционной группы «АТОН» Алексей Воробьев. — По мере того как доходность будет снижаться, спрос на российские долги будет уменьшаться. Я думаю, что пик спроса пришелся на прошлый год, а в этом году мы увидим если не его падение, то во всяком случае более сдержанное отношение к российским долгам».
Если продолжится отток капиталов, то куда-то «беглым» деньгам все равно придется подаваться. Почему бы, хотя бы частично, не в российские активы, которые при всех прочих равных сейчас представляются более привлекательными, чем любые другие бумаги развивающихся рынков.
В курсеФКЦБ зарегистрировала 7 новых ПИФов: ЗПИФ недвижимости «Первый инвестиционный фонд недвижимости» (УК «Конкордия Эссет Менеджмент»), ОПИФС «Молодежный» (УК «АГАНА»), ОПИФО «Универсальный» (УК «Кэпитал Эссет Менеджмент»), ОПИФС «Юбилейный» (УК «Элтра Инвест»), ОПИФС «Лидер Инвест» и ОПИФО «Лидер Финанс» (УК «Монтес Аури»), ИПИФС «Элемтэ-Капитал» (УК «Элемтэ-Гарант»).
ФКЦБ выдала лицензию на осуществление деятельности по управлению ИФ, ПИФ и НПФ новым управляющим компаниям: «Парк Авеню Капитал» и «Небесное око».
ФКЦБ аннулировала лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра ЗАО «Специализированный регистратор «Энергорегистратор»» в связи с неоднократным нарушением лицензионных требований. Соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
Внеочередное собрание акционеров ОАО «Оренбургнефть» 21 марта рассмотрит вопрос об одобрении взаимосвязанных сделок купли-продажи с ООО «Компания по управлению имущественным комплексом», являющимся правопреемником ликвидируемой компании «ОНАКО».
Чистая прибыль ОАО «Иркутскэнерго» за 2002 год по РСБУ, по предварительным данным, сократилась по сравнению с прошлым годом в 4,1 раза и составила 200 млн рублей. Совет директоров компании намерен предложить ее акционерам оставить размер дивидендов за 2002 год на уровне 2001 года.
Налог на эмиссию ценных бумаг может быть заменен госпошлиной в размере 0,1-0,2% до конца 2003 года, считает заместитель председателя банковского комитета Государ-ственной думы Владимир Тарачев. По его словам, соответствующие поправки к НК будут приняты во втором чтении в весеннюю сессию. Также в весеннюю сессию может быть принят во втором и третьем чтениях закон «Об ипотечных ценных бумагах».