Рубрики
Статьи

«Viberi» «Автогражданка» отменяется\?

«Viberi» «Автогражданка» отменяется\?
«Viberi» «Автогражданка» отменяется\?Не ждали. Летом журнал «Выбери!by» прогнозировал, что «автогражданку» ждет «жаркая осень». Об этом также говорили страховщики и депутаты, поскольку тарифы, принятые правительством в начале мая, оказались достаточно высокими — базовая ставка для физических лиц составляет 1980 рублей. Естественно, накануне парламентских выборов у народных избранников появилась «козырная» тема — пересмотреть или вообще отменить закон об ОСАГО.
Государственная дума 14 октября рассмотрела 15 законопроектов по «автогражданке». В результате рейтингового голосования победу одержал вариант, который подготовили Геннадий Райков и Валерий Гальченко из группы «Народный депутат» (249 голосов «за»). Они предложили перенести введение ОСАГО на год — на 1 июля 2004 года. Соответственно санкции к тем, кто не оформил обязательный полис, будут применяться с 1 января 2005 года (в виде штрафов в размере от 5 до 8 МРОТ).
Представители рынка во главе с президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгением Кургиным понимали, что в пылу предвыборного ажиотажа с «автогражданкой» что-то произойдет, но настойчиво заявляли: «Ничего менять не надо». Правда, в приватных беседах они высказывали надежду, что в итоге пройдет центристский законопроект, предусматривающий скидки для пенсионеров. Он был подготовлен при непосредственном участии Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и получил «негласное» согласие правительства.
Что дальше? Результаты голосования вызвали настоящий шок у представителей страхового сообщества. Появилась хотя и небольшая, но вероятность, что закон отменят или он не заработает должным образом. «Приняв названный вариант в первом чтении, депутаты пытаются отменить закон задним числом, не осознавая всю меру политических, экономических и общественно-социальных последствий этого шага», — говорится в официальном заявлении РСА. «Это нонсенс, когда переносится введение уже действующего закона», — заявил президент ВСС Александр Коваль.
В большинстве компаний прошли собрания членов правления. Решался вопрос, какую политику проводить на фоне возможного введения моратория на ОСАГО. Закон по-прежнему действует, но автолюбители заняли выжидательную позицию и покупают полисы только по необходимости, для прохождения техосмотра или регистрации машины в ГАИ. Если этот вопрос не решится до парламентских выборов, водители начнут покупать полисы в экстренном порядке. Появятся очереди, недовольство, участятся случаи мошенничества. Но самое главное — это вопрос, что делать с 5 млн автовладельцев, которые уже оформили договоры ОСАГО (правда, непонятно, откуда взялась такая цифра. Недавно Евгений Кургин заявлял, что на 1 октября продано всего около 3 млн страховок. Выходит, либо отечественные водители на удивление законопослушны, либо в РСА явно не все в порядке со сбором статистики).
У депутатов есть время до 31 октября подготовить поправки ко второму чтению. К этому сроку они пропишут гарантии застрахованным, чтобы их деньги не пропали даром. Дело в том, что большинство компаний приняло решение возвращать деньги только по закону ОСАГО, в противном случае они удержат около 20-23% от стоимости полиса. Однако веских причин для беспокойства пока нет. Планируется, что с введением моратория на «автогражданку» заключенные договоры будут заморожены.
Думцы виноваты. Профучастники рынка единогласно обвинили народных избранников в популизме. Основной лейтмотив — что это за «законодатели», которые сначала принимают нормативный акт, а затем останавливают его действие. Это негативно отражается на авторитете российской власти. «Теперь самым не убиенным предвыборным ходом станет плакат с изображением депутата и подписью «Я голосовал за отсрочку закона»», — считает гендиректор «АСТО Гарантия» Александр Громов. С критикой нижней палаты выступили не только страховщики, но и члены правительства и сенаторы.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что верхняя палата вряд ли одобрит законопроект в таком варианте. Министр финансов РФ Алексей Кудрин всегда выступал противником преобразований. «Принятое Госдумой решение — это самый радикальный шаг, он означает ущемление прав нескольких миллионов человек», — заявил он. Между тем глава Минфина не исключает, что в январе тарифы могут быть пересмотрены.
Минфин виноват. В Думе, напротив, считают, что в проблемах «автогражданки» виновата исполнительная власть, особенно департамент страхового надзора Минфина России. В пояснительной записке к действующей редакции ОСАГО говорится, что стоимость обязательного полиса не превысит 600 рублей. Кроме этого, сам закон был принят «на грани фола». Во втором и третьем чтении за него проголосовал всего 231 депутат.
«В законе много отсылок к правительству, правила и тарифы кабинет министров утвердил только в начале мая этого года, — говорит один из главных разработчиков ОСАГО, зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Тарачев. — По регламенту, который также одобрило правительство, все подзаконные акты нужно было подготовить к 1 ноября 2002 года. Тогда бы у нас было около восьми месяцев на то, чтобы подкорректировать «автогражданку» к 1 июля 2003 года». По этой причине, кстати, может со временем всплыть еще одна проблема. По словам бывшего главы страхтехнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, лицензии на «автогражданку» выдавались в спешном порядке. Их получили некоторые «не совсем надежные компании».
Страховщики виноваты. ОСАГО — первый массовый закон по страхованию. Понятно, что он несовершенен и его стоит редактировать. Но основная причина конфликта, разгоревшегося вокруг него, заключается не в том, что предложенная система плохая, а в том, что большинство россиян не понимает сути ОСАГО. Обязательный полис воспринимается населением как имущественный налог: застраховал машину — можешь садиться за руль. Между тем страхование гражданской ответственности водителей — цивилизованный способ решения проблем, возникающих при ДТП. Не зря он применяется в большинстве стран мира.
Однако ни ВСС, ни РСА до сих пор не провели широкомасштабной информационной акции. Была издана всего одна брошюра, посвященная «автогражданке», тиражом 100 тыс. экземпляров. Правда, большинство профучастников рынка ее даже не видели.
Будем ждать. Пресловутый законопроект принят только в первом чтении, второе и третье состоятся в десятых числах ноября. Затем он поступит в верхнюю палату парламента. Главный эксперт страховой секции при комитете по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Алексей Зубаков не исключает, что в итоге будет принят компромиссный вариант — «перенос введения «автогражданки» и применения санкций к застрахованным на 1 июля 2004 года при условии, что принципиально закон меняться не будет».
В этом случае последнее слово останется за Президентом РФ. Учитывая нынешние настроения автолюбителей и то, что в апреле 2004 года он будет переизбираться, есть большая вероятность введения моратория на ОСАГО. Лучше от этого станет только «автогражданке» — государство успеет застраховать весь свой транспорт. А проиграют национальные компании — с 1 января планируется открыть доступ для иностранных страховщиков.