Рубрики
Статьи

«Viberi» «Связьинвест» планирует реорганизацию

«Viberi» «Связьинвест» планирует реорганизацию
«Viberi» «Связьинвест» планирует реорганизациюГоскомпания при поддержке «Ростелекома» публично призналась в желании консолидировать дочерние межрегиональные структуры. Нашелся повод – растущая конкуренция на рынках дальней связи и передачи данных. Генеральный директор «Связьинвеста» Александр Киселев объявил о новой стратегии холдинга – взаимодополняющем развитии «Ростелекома» (включая его «дочек») и межрегиональных компаний связи. Например, МРК в основном работают с технологией ADSL-доступа в интернет, хотя и делают попытки развивать Ethernet и WiMax. «Ростелеком», напротив, как раз специализируется на предоставлении корпоративным клиентам широкополосного доступа, за исключением ADSL. Совместная работа подразумевает консолидацию в рамках одной компании.«Ранее вариант объединения МРК на базе «Связьинвеста» предлагался для рассмотрения на совете директоров холдинга представителями «КИТ Финанса» (владеет 38% акций «Ростелекома»), — напоминает аналитик инвестиционной группы «Энергокапитал» Полина Сидорова. – Тогда сделка была заблокирована АФК «Система», испугавшейся размывания своего блокпакета. Но необходимость реорганизации холдинга очевидна, госкомпания с трудом справляется с требованиями рынка». Стратегия объединения активов «Связьинвеста» будет представлена новому совету директоров, который должен появиться к концу 2008-го – в первом квартале 2009 года.С учетом того, что вопрос о продаже «Связьинвеста» решается уже 10 лет, то на реорганизацию холдинга потребуется не менее 20-ти, иронизирует старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов. «Руководству предстоит решить три проблемы, — поясняет он. – Во-первых, заручиться поддержкой АФК «Система». Во-вторых, получить одобрение миноритариев МРК. Сейчас «Связьинвест» владеет в них 50% + 1 акция, а для реорганизации необходимо консолидировать по 75%. Холдингу придется либо выкупать акции, либо уговаривать их владельцев. И третья проблема – непосредственно реорганизация. Для сравнения посмотрите на процесс объединения «Вымпелкома» и Golden Telecom, нескованных бюрократическими препонами. С объявления о слиянии в феврале до конкретных инфраструктурных изменений прошло 9 месяцев. На бюрократические проволочки можно заложить 3-кратный коэффициент. Получаем вместо девяти месяцев минимум 2,5 года».Потеря доли. Среди причин, заставивших «Связьинвест» и его самую дорогую «дочку» пойти на такой шаг – желание начать предоставление комбинированных услуг. «Пока госрегулирование позволяет снижать «Ростелекому» тарифы хоть до нуля, но не дает сделать правильные пакетные предложения, например, где-то акцентироваться на комплексности сервиса, а где-то – на точечном снижении тарифов, — поясняет гендиректор «Ростелекома» Константин Солодухин. – Наши конкуренты такие схемы применяют. Например, один альтернативный оператор предоставляет крупному корпоративному клиенту очень дешевый тариф на звонки в США. «Ростелеком» тоже может опуститься до этой планки. Однако если компания так поступит, то будет вынуждена тарифицировать “ниже плинтуса” остальные направления». По его словам, при работе в рамках законодательства, реальный запас «Ростелекома» для снижения тарифов на дальнюю связь – 10-15%. Вне этих рамок – почти до нуля. Он уверен, что большая свобода действий его компании необходима, как воздух: «Рынок дальней связи растет на 4% в год. При этом наблюдается переток голосового трафика к IP-операторам», — говорит Константин Солодухин. «Ростелеком» от этого роста не получает ничего.Так, по итогам за 9 месяцев 2008 года по РСБУ в сравнении с аналогичным периодом 2007-го, выручка бывшего монополиста почти не изменилась, составив 46,4 млрд рублей. Объем междугородного трафика увеличился на 0,2% (7,5 млрд минут), а выручка от услуг междугородней связи снизилась — на 5% до 21, 9 млрд рублей. Не радуют показатели деятельности на международных направлениях. Исходящий трафик вырос на 6,7% до 1,5 млрд минут. Но выручка при этом снизилась: на 4,1% до 9,1 млрд рублей.До Азии доведет. Пока бизнес «Ростелекома» зависит от отношений с остальными операторами, арендующими у него каналы связи. Поэтому, стратегическая цель на 2009-2013 года – снизить долю поступлений от аренды в выручке. Компания собирается достичь этого, став универсальным оператором связи. Стратегия не уникальная: подобным путем идут схожие с «Ростелекомом» структуры в других странах. В результате магистральный оператор планирует выйти из-под клише «национального арендодателя каналов передачи данных» и продвигать на локальные рынки различные конвергентные услуги в партнерстве с МРК. Так, «Ростелеком» планирует завоевать к 2013 году 15% российского рынка ШПД (широкополосного доступа в интернет).«Ростелеком начинает зарубежную экспансию. На «экспортные» сделки M&A отпущено 36-47 млрд рублей — в зависимости от сценария развития, который воплотится в жизнь. Руководство считает, что генерируемого компанией денежного потока хватит на покупки: за 6 месяцев 2008 года он составил 2,35 млрд рублей. Правда, в пессимистичном варианте (не сбудутся чаяния в отношении долей рынка ШПД и дальней связи) на приобретения останется только 8 млрд рублей. Объекты сделок – национальные операторы стран СНГ и Юго-Восточной Азии.В рамках стратегии планируется, что консолидированная выручка компании в 2013 году составит 160,8 млрд рублей — в 2,5 раза больше, чем в 2007 году. OIBDA вырастет в 4,3 раза по сравнению с 2007 годом до 48,1 млрд рублей. На капитальное строительство будет направлено 35,6 млрд рублей. «Заявленные инвестиционные планы «Ростлекома» вполне реальны», — считает Иван Шувалов. При этом цель компании – сохранить относительные показатели рентабельности. Поэтому, если планы по сохранению/захвату долей рынка не будут выполняться, то с уменьшением выручки пропорционально уменьшатся и расходы.