Рубрики
Статьи

«Viberi» Каким вы видите рынок АБС

«Viberi» Каким вы видите рынок АБС
«Viberi» Каким вы видите рынок АБСАлександр Погудин, предправления ГК ЦФТ:– Рынок банковской автоматизации мало отличается от других. На наших глазах одновременно происходят и естественный отбор, в ходе которого выживает сильнейший, и ротация участ­ников IT-рынка. К новым игрокам в первую очередь стоит отнести иностранные компании. Их появление разогревает рынок и обостряет конкурентную борьбу. Я положительно расцениваю приход западных IT-игроков. Это неизбежный процесс, ведь Россия интегрируется в мировую экономику. Усиливающаяся конкуренция делает нас сильнее: заставляет быстрее реагировать, искать новые ходы, разрабатывать и внедрять инновационные решения и сервисы, вводить новые стандарты отношений между клиентами и разработчиками. ЦФТ, например, сделал публичными прайс-листы на свои решения – фактически первым из отечественных игроков рынка.
Уровень автоматизации сектора уже достаточно высок, и все основные банковские продукты, создававшиеся последние 10–15 лет, внедрены практически у всех. Поэтому востребованным в ближайшие годы будет то, чего еще нет, или то, чему ранее уделялось недостаточно внимания. Так, банки активно занимаются оптимизацией управленческой деятельности, контролем над расходами и доходами. В ближайшей перспективе будут востребованы системы бюджетного планирования, управленческого учета, управления эффективностью, рисками, скоринг. Увеличивается спрос на программные продукты для кредитования малого и среднего бизнеса.
Процессы интеграции и консолидации потребуют промышленных систем, способных работать в масштабе федерального банка, с точки зрения производительности, поддержки многофилиальности и различных часовых поясов в единой базе данных.
Юрий Отрашевский, гендиректор R-Style Softlab:– Производители АБС (автоматизированных банковских систем) ориентируются на потребности своих клиентов. Для банковского сектора характерны следующие тенденции: кредитные учреждения укрупняются, стремятся выйти на новые рынки за счет расширения территориального присутствия и пытаются стать ближе к клиенту – сделать свой сервис максимально удобным. Банкам нужны дешевые и длинные ресурсы. Чтобы получить деньги, они готовы прийти со своими услугами буквально в каждый дом. В Москве рынок уже насыщен, на подъеме региональный бизнес – Петербург, Сибирь, Краснодарский край. Население готово достать деньги из чулок и отнести в банк при условии, что это будет удобно и безопасно.
Производители финансового ПО должны как минимум не отставать от потребностей банков, а в идеале – опережать их. Нам в этом очень помогает работа в странах СНГ. Банковское законодательство Казахстана и Украины по многим моментам опережает российское. Поэтому, когда у нас вводятся новые положения, мы почти всегда обладаем готовым проверенным решением.
Мелким компаниям, имеющим пару десятков клиентов, будет все сложнее удержаться на рынке АБС. Процесс «вымывания» слабых игроков уже идет. Причины очевидны: квалифицированные сотрудники обходятся все дороже. Чтобы баланс между доходами и расходами был положительным, компании нужно иметь как можно больше клиентов. Отказываются от собственных разработок и банки. Здесь следует понимать, что удовлетворяющую его потребности систему банк менять не будет. Все-таки модернизация IT – ресурсоемкий процесс. Отсюда следует еще одна тенденция: в перспективе инфраструктура должна быть максимально сервисно-ориентированной и минимально затратной.
Александр Глазков, управляющий директор и председатель совета директоров «Диасофт»:– Тренд № 1 связан с потребностью банков развивать розничный бизнес, главным образом кредитование. Соответственно, IT-система должна поддерживать продвижение новых продуктов. Тенденция № 2 – обострение конкуренции. Перед банками встала необходимость быстрого захвата доли рынка за 1–2 года. Нехватка времени заставляет устанавливать централизованные системы – чтобы не тратить время и силы на создание IT-инфраструктуры на местах. Наконец, третье – многократно возрос размер бизнеса банков. Происходит разделение на ритейл, корпоративное обслуживание, private banking. В итоге в последние два года банки решают свои вопросы за счет внедрения архитектурных решений, а не монолитных систем. Такой подход позволяет выбирать лучших поставщиков в каждой отдельной области. С точки зрения денег IT-рынок будет активно расти – быстрее, чем сам банковский сектор. Скажу на примере «Диасофта» – в 2007 году наша выручка вырастет примерно на 60%. План на следующий год – рост на 70–80%.
Что касается конкуренции между российскими и западными поставщиками, то она снижается. Иностранные компании этот рынок проигрывают, и через 3–5 лет российские разработчики его монополизируют. Банковский рынок почти достиг пика темпов своего развития. И существующие потребности обеспечиваются именно российскими поставщиками. Слабые позиции иностранных продуктов связаны с особенностями учета. Проблема даже не в предоставлении отчетности в Центральный банк. В конце концов, соответствующий блок можно пристроить к основной системе и периодически выгружать в него данные – была бы сама информация. Но западные системы не поддерживают внебалансовый учет, учет для российского валютного контроля.