«Viberi» Схемотехники
«Viberi» СхемотехникиПрименение сложных лизинговых схем возможно практически в любом сегменте экономики. Комбинируя известные инструменты и оказывая дополнительные услуги, лизинговые компании (ЛК) добиваются большей привлекательности финансовой аренды и увеличения числа разнопрофильных клиентов. В качестве примера можно привести ставшую уже классической лизинговую схему, включающую в себя франчайзинг – лизингополучатель хочет создать ресторан и с этой целью поручает лизингодателю не только отремонтировать или купить помещение и оборудование, но и приобрести франшизу известной ресторанной сети.
В России количество сложных инструментов, находящихся на вооружении лизингодателей, пока ограничено. Например, некоторые фирмы, специализирующиеся в области лизинга автотранспорта, предлагают своим клиентам нестандартные схемы. По словам директора по развитию бизнеса «Европлана» Александра Михайлова, «к наиболее трудоемким и ответственным относятся сделки с vip-клиентами с набором дополнительных услуг, за исполнение которых отвечает не третья сторона, а сама лизинговая компания в рамках одного договора и одного платежа. Это симбиоз финансирования покупки машины и услуг, связанных с эксплуатацией ее клиентом». Компания может принять на себя обязательства по сезонной смене шин и их хранению, техническому обслуживанию транспорта у дилера и предоставлению подменных водителей на время этого обслуживания.
Аналогичную схему использует «Глобус-лизинг». «Клиенту предоставляется персональный менеджер, в задачи которого входят ведение затрат, оплата счетов за ремонт, представление отчетов по каждому автомобилю, отслеживание своевременного прохождения очередных техосмотров и продления санитарных паспортов, обеспечение расходных материалов, сезонный шиномонтаж, хранение колес», – рассказывает начальник отдела лизинга легкового автотранспорта «Глобус-лизинга» Сергей Юдин.
ЛК «Камаз» также предлагает ряд программ, основанных на сложных схемах. Например, в услуге «полнооперационный лизинг» работы по реализации продукта начинаются с комплексного исследования автопарка клиента и его транспортных нужд. В результате вырабатываются рекомендации по финансовой оптимизации автопарка: рассчитывается необходимое количество автомобилей, рекомендуются модели, составляется график снабжения запасными частями для профилактического ремонта. По мнению и. о. заместителя директора по экономике и финансам ЛК «Камаз» Андрея Гладкова, полнооперационный лизинг предоставляет возможность точного планирования и строгого контроля над затратами при эксплуатации значительного парка автомобилей.
Сколь бы изощренны и разнообразны ни были лизинговые схемы, без стабильных источников финансирования ни одна ЛК не имеет преимущества на рынке финансовых услуг. Источники заимствования общеизвестны. В первую очередь это традиционные банковские (в том числе синдицированные) кредиты (около 61%). Именно поэтому большинство лизинговых компаний созданы при непосредственном участии крупных банковских структур и контролируются ими. Для лизингодателей, не входящих в банковско-промышленные группы, этот путь связан со значительными трудностями, которые обусловлены с отсутствием у кредитных организаций методик оценки, учитывающих специфику деятельности ЛК как потенциальных заемщиков.
Второй путь привлечения финансовых ресурсов – публичное заимствование при помощи векселей, а также выпуска корпоративных и еврооблигаций. Наиболее простым и доступным источником финансирования, в особенности для региональных ЛК, являются векселя. Процедура их выпуска относительно проста, кроме того, не требуется регистрация эмиссии. Для многих молодых лизинговых (и не только) компаний запуск вексельной программы становится началом формирования публичной кредитной истории, без которой весьма затруднительно перейти к более ресурсоемкому способу заимствования – выпуску корпоративных облигаций.
Эмиссия облигаций позволяет аккумулировать гораздо больше денежных средств, чем вексельные программы. По объему финансирования облигационные займы сопоставимы с банковскими кредитами, но имеют неоспоримые преимущества – более низкую ставку и возможность привлечения большого количества инвесторов. К недостаткам этого вида финансирования можно отнести достаточно сложную процедуру подготовки документов и регистрацию эмиссии. В то же время размещение облигаций значительно увеличивает договорные возможности компании, укрепляет ее публичную репутацию и способствует выходу на качественно новый уровень заимствования. Например, на международном рынке.
Многие российские лизинговые компании уже освоили все этапы альтернативного финансирования и начали привлекать иностранный капитал. Например, в 2006 году компания «Европлан» привлекла кредит OPIC (Корпорации зарубежных инвестиций США) в объеме $100 млн. Кроме того, ЕБРР был организован синдицированный кредит от пула зарубежных банков размером $40 млн.
Опыт международного заимствования имеется и у других российских ЛК. Так, «Номос-лизинг “Северо-Запад”« (бывший «Балтийский лизинг») еще в 2002 году был получен кредит от Международной финансовой корпорации. Однако по свидетельству генерального директора «Номос-лизинг “Северо-Запад”« Дмитрия Корчагова, «гораздо более распространена схема финансирования импорта оборудования с использованием связанного кредита иностранных банков, обеспеченного страховым покрытием национальных экспортных кредитных агентств (ЭКА), которые являются государственными структурами и специально созданы для стимулирования продаж национального оборудования. В классической схеме финансирование с привлечением ЭКА осуществляется путем предоставления кредита западным банком российскому и последующего кредитования лизинговой компании для оплаты поставки оборудования».
Еще одним международным заемщиком со стажем является ЛК «Уралсиб», которая, по словам ее генерального директора Елены Гущиной, «имеет прямые открытые лимиты от ведущего ЭКА на сумму свыше $100 млн, а также опыт организации долгосрочных кредитов от западных банков под залог лизинговых контрактов». В ближайших планах компании организация синдицированных кредитов и выпуск среднесрочных кредитных нот (CLN). К концу 2007 года с рынка международного капитала компания планирует привлечь не менее $400 млн.
Рубрики