Рубрики
Статьи

«Viberi» Русский правовой стандарт

«Viberi» Русский правовой стандарт
«Viberi» Русский правовой стандартСветлана Фролова работает офис-менеджером в фирме по установке пластиковых окон. Как это распространено, клиенты фирмы могут воспользоваться кредитом – банковским, так что одновременно Светлана выполняет функции кредитного менеджера.
Поначалу фирма сотрудничала с «Русским стандартом». Все шло, как говорится, по накатанной, пока однажды знакомой директора фирмы (девушку зовут Маша, директора – Александр) срочно не понадобился кредит.
Маше нужны были наличные, но агентский договор с банком предусматривал исключительно перечисление средств на счет фирмы за установку окон. Впрочем, Александр, не видя в таком отклонении от правил криминала, пообещал, что, как только деньги будут перечислены, он снимет их со счета и отдаст Маше. Оформлением кредита занималась Светлана.
Все бы ничего, только скоринг Маша не прошла – ей еще нет 25 лет. Посовещавшись, девушки решили оформить кредит на Машину маму, но та не могла прийти, поэтому Маша съездила домой и привезла мамин паспорт. Правилами кредита запрещено оформление документов в отсутствие заемщика; у Светланы была установлена вэб-камера, на которую необходимо его (заемщика) фотографировать. Девушек это не смутило, и было решено сфотографировать саму Машу. На нее напялили несколько кофт (для полноты фигуры), сделали что-то невообразимое с прической и нацепили очки. На всякий случай разрешение камеры сделали похуже. Кредит был одобрен. Заметим, что обе анкеты заполнялись в один день.
Спустя какое-то время после того, как Светлана отвезла пакет документов в офис банка, ей позвонили и сообщили, что с Машиным (в смысле маминым) кредитом проблема: пропала фотография заемщика. Необходимо привезти новую фотографию, причем заемщик должен на ней расписаться. Это было сделано, но теперь герои истории предполагают, что случай с потерянной фотографией был уловкой.
Вскоре стало ясно, что банк ведет масштабную проверку. В фирму начали обращаться перепуганные клиенты. Они интересовались: почему им звонят из «Русского стандарта» и задают странные вопросы. Действительно ли они устанавливали окна? Не предлагали ли им получить деньги наличными?
Затем на работу к Машиной маме явилась женщина, представившаяся сотрудницей юридической службы банка «Русский стандарт». Мама в тот момент отсутствовала, так что сотрудница стала задавать вопросы сослуживцам: говорила ли г-жа Л., что поменяла окна в своей квартире, и не теряла ли она паспорт? Под конец коллеги Машиной мамы узнали, что на ее паспорт оформила кредит другая женщина. Героини истории полагают, что действия незнакомки подпадают под ст. 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
А потом на работу к Светлане явились двое молодых людей. Они представились сотрудниками службы безопасности банка, но не назвали своих имен и не показали никаких документов. Сама Света безропотно ждала этого визита и ни в чем не перечила: ей уже позвонила Маша, сообщила, что у нее побывали из «Русского стандарта», затем и Александр сказал по телефону, чтобы она не скрывала правду и «валила» все на него.
Светлану попросили написать объяснительную. Безадресную. В том смысле, что в ней было указано «от кого», но отсутствовало «кому». Но девушка опять-таки не заострила на этом внимания. Когда она уже заканчивала свое изложение, один из молодых людей ухмыльнулся:
– Ну что, про сухарики писать будете?
– Про какие сухарики? – удивилась Светлана.
– Про те, что вы сушить собирались.
Конечно, Света и Маша понимали, что нарушают правила, и это стало предметом шуток – позвонит, например, Света своей маме, расскажет, как было дело, и посмеется в конце – дескать, надо сухари сушить.
Но как о содержании приватных разговоров смогли узнать сотрудники банка? Вопрос совсем нериторический. Светлана полагает, что и нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ) в данном случае имеет место.
Светлана и Мария, безусловно, совершили подлог, но состава преступления в их действиях не было – ввиду отсутствия «вредных последствий». Ведь к моменту визита представителей службы безопасности кредит уже начал погашаться. Нарушение приватности, однако, не говоря уже о несанкционированном судом прослушивании телефонных разговоров, недопустимо и по отношению к настоящим мошенникам.
Чем закончилась история? Маше было предложено немедленно вернуть всю сумму кредита, а агентский договор с фирмой был расторгнут. Теперь Света оформляет ссуды для клиентов в другом банке.