«Viberi» Russkaya birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya birzha с Олегом МальцевымТревожные истории с участниками фондового рынка высветили большие изъяны в его регулировании и инфраструктуре, которые нужно устранить как можно скорее. Во-первых, пора запустить систему пруденциального надзора – постоянного мониторинга финансового состояния профучастников и раннего выявления чрезмерной концентрации рисков. Этим проектом в ФСФР вплотную занимался прежний замруководителя Владислав Стрельцов, но после его ухода приоритеты поменялись. Новый глава ведомства Владимир Миловидов сосредоточился на превращении Москвы в мировой финансовый центр, хотя это трудно представить, пока брокерские компании представляют собой черные ящики, внутри которых может происходить что угодно. События последней недели показали: дыра в риск-менеджменте всего одного-двух крупных игроков приводит к коллапсу.
Во-вторых, брокерские дома должны стать более прозрачными для других участников рынка и своих клиентов. Попытайтесь сейчас разобраться, на чем зарабатывает тот или иной профучастник и, соответственно, чем рискует. Без инсайда не обойдетесь. Показательно, что даже квартальную отчетность для ФСФР, которая носит формальный характер, никто из профучастников не обнародует. А ведь посреднический бизнес публичен по определению: нельзя оставаться в тени, работая с колоссальными чужими активами, в том числе розничными деньгами. Другое дело, что классических брокеров, лишь выводящих чужие заявки на рынок, в России мало. Исторически большую долю заработка им обеспечивает игра на собственные деньги, в том числе против клиентов. Раз уж эта деятельность идет в ущерб посредническим функциям, ее нужно отделить от них либо ограничить. Это в-третьих.
Следующий пункт – лишить брокеров искушения залазить в чужие активы. Под разными предлогами в договор на обслуживание часто вписывается фраза, разрешающая использовать клиентские средства в интересах компании или банка. Понятно, откуда пошла традиция, с которой все смирились. Бесплатные ресурсы одних инвесторов помогают давать сравнительно дешевые кредитные плечи другим. Но очевидно, что услуга должна базироваться на других источниках, прежде всего собственных. Пятый шаг: усовершенствовать инфраструктуру для заключения сделок репо с корпоративными ценными бумагами. Этот рынок не вполне прозрачен даже для самих профучастников, не говоря уж об их клиентах. Между тем, например, «пирамиды» репо (когда деньги или ценные бумаги, полученные по первой сделке, становятся предметом следующей и т. д.) ставят в прямую зависимость множество игроков, даже не подозревающих друг о друге. Поэтому взаимные лимиты не спасают. Риск целой серии неплатежей множится с каждым новым звеном цепочки в отсутствие центрального контрагента, который гарантировал бы исполнение обязательств. В-шестых, инвесторы должны быть уверены, что не будут неожиданно парализованы на падающем рынке. Здесь возникает вопрос об ответственности брокеров, депозитариев, бирж и полномочиях регулятора в подобных ситуациях.
Рубрики