«Viberi» Ссудный день
«Viberi» Ссудный деньПик кризиса американской ссудо-сберегательной системы (savings & loan crisis) пришелся на конец 1980-х годов и послужил главной причиной рецессии 1990–1991 годов, но его предпосылки возникли гораздо раньше. Главная из них заключалась в том, что банки выдали огромное количество «длинных» ипотечных кредитов под фиксированный процент, при этом долгое время они финансировались лишь за счет краткосрочных депозитов.
В 60-е годы кредитные учреждения функционировали в условиях экономической стабильности и благоприятного для них законодательства. В частности, коммерческим банкам запрещалось выплачивать проценты по вкладам до востребования, а ставки по срочным и сберегательным депозитам были ограничены. Поэтому они могли позволить себе выдавать ипотечные кредиты под небольшой и фиксированный процент, не беспокоясь о недостатке средств на счетах – американцы привыкли держать сбережения в банках.
Нефтяной кризис 1973 года послужил причиной экономического спада и резкого всплеска инфляции. Держать деньги на депозитах стало попросту невыгодно, и последовавшее дерегулирование процентных ставок спасти положение не могло. Банки внезапно обнаружили, что могут привлекать средства населения только под высокие проценты и при этом вынуждены рефинансировать ипотечные кредиты, выданные ранее по низким и фиксированным ставкам. Их активы и пассивы оказались не соответствующими друг другу по стоимости и срочности, и американский банковский сектор встал на порог кризиса.
Именно тогда начал формироваться рынок секьюритизации, но перепродавать низкодоходные бумаги было чрезвычайно сложно. Законодатели попытались помочь, ослабив для сберегательных учреждений ограничения в части активных операций, но поскольку большую часть рисков по их обязательствам принимала на себя Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC), многие банки стали осуществлять более рискованные операции, чем это допускала величина собственного капитала.
C 1982-го по 1987 год фондовый рынок вырос почти втрое. Но 19 октября 1987 года рынок упал на 22%. Более половины ссудо-сберегательных банков США обанкротились.
Сходства и различия. Очевидно, что многое из описанного напоминает то, что происходило и продолжает происходить в российском банковском секторе в 2006–2008 годах: выдача «длинных», в том числе ипотечных, кредитов по фиксированным ставкам, причем с тенденцией снижения последних, рефинансирование за счет заведомо более «коротких» ресурсов – депозитов юридических и физических лиц, а также внешних заимствований, плюс высокая инфляция и проблемы на мировых финансовых рынках, что в совокупности ведет к резкому удорожанию привлекаемых средств.
Динамику структуры банковских активов и пассивов в период с 1 января 2006 года по 1 августа 2008 года характеризуют следующие цифры. Совокупные активы банковской системы выросли на 139,3% до 23,2 трлн рублей, при этом кредитование развивалось опережающими темпами. Если выданные кредиты в структуре активов на начало 2006 года составляли 65,9%, то на 1 августа 2008 года этот показатель вырос до 76,6%. При этом 33% от общего объема кредитов в 17,8 трлн рублей – трехлетние.
Утешает, что российские кредитные организации относительно мало играли на фондовом рынке, несмотря на феноменальный подъем последнего в 2005–2006 годы. В августе 2008 года в акции было вложено немногим более 1% совокупных активов банковского сектора (без учета операций «репо»). Только у семи банков из топ-30 доля акций в работающих активах на 1 июля 2008 года составляла хотя бы 5%.
Возможные последствия. S&L-;кризис привел к банкротству 747 кредитных организаций в США и потерям только для бюджета страны почти в $125 млрд – FDIC не смогла выполнить свои обязательства, поэтому по долгам банков перед населением пришлось платить правительству. На это ушли долгие годы.
Очевидно, что у Агентства по страхованию вкладов также не хватит средств в случае массовых банкротств – ведь объем вкладов физических лиц соизмерим с годовым бюджетом России и составляет 5,85 трлн рублей. Денежные власти страны делают все возможное, чтобы не допустить катастрофы. Снижение нормативов по резервированию должно высвободить для банков порядка 300 млрд рублей, а Минфин предоставил Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку возможность привлекать на трехмесячные депозиты бюджетные средства объемом до 1,2 трлн рублей. Эта сумма перекрывает $45 млрд, которые российские банки и корпорации должны до конца 2008 года выплатить по кредитам, а также по облигациям, размещенным за пределами страны.
Рубрики