«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом МальцевымИНВЕСТБАНКАМ ТРУДНО УБЕЖДАТЬ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ХЕДЖИРОВАТЬ РИСКИ. МЕШАЮТ СЫРЬЕВЫЕ ПУЗЫРИ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Раздувающиеся пузыри на сырьевых рынках тормозят выход хеджеров на срочные площадки. В Москве уже год действует представительский офис брокерского дома Sucden, специализирующегося в торговле товарными деривативами, в частности на Лондонской бирже металлов (LME). Генеральный директор компании Майкл Оверландер на недавней встрече с журналистами старался не акцентировать внимание на первых результатах, но очевидно, что они довольно скромные. Sucden рассчитывает в течение трех лет довести годовой доход своего российского подразделения до $0,5 млн и продолжает консультации с производителями металлов и других видов сырья, разъясняя им необходимость страхования ценовых рисков. Почему же большинство российских компаний не спешит прислушиваться к подобным советам? «Мы очень довольны тем, что оставили груз соглашений о хеджировании в 2007 году. <…> Принимая во внимание нынешнюю ситуацию с ценами, этот статус внушает оптимизм относительно наших будущих заработков», – комментировал, например, в начале года генеральный директор «Полиметалла» Виталий Нексис полное выполнение хеджевого соглашения, заключенного еще в 2004-м. С одной стороны, компании были обеспечены гарантированные покупки серебра по фиксированным ценам, с другой – за это время металл подорожал настолько, что его рыночная стоимость стала сильно отставать от закрепленной в документах. И «Полиметаллу» приходилось отгружать унции, подсчитывая упущенную выгоду. В итоге менеджмент зарекся «вступать в какие-либо соглашения, которые могут ограничить положительное влияние потенциального роста цен на драгоценные металлы». Все, что остается добытчикам в сегодняшних условиях, – расслабиться и наблюдать, как сырьевые котировки обновляют очередной исторический максимум, и пережидать непродолжительные снижения.
Единственная крупная российская нефтекомпания, не пренебрегающая хеджевыми сделками, – это «Лукойл», о чьем довольно печальном опыте мы уже рассказывали («Выбери!by» № 22, 2007). Остальные держатся в стороне от модного веяния. Самое интересное в том, что этой корпорации хеджирование, в общем-то, противопоказано. Дело даже не в галопирующей стоимости барреля (заблаговременно фиксировать стоимость на «бычьем» рынке, как видно на примере того же «Полиметалла», – большая ошибка). Сама система налогообложения, при которой львиная доля доходов от продажи «черного золота» изымается в пользу государства, лишает стимула защищаться от падения сырьевых котировок. Даже сильная коррекция на нефтяном рынке ударила бы не столько по корпоративным «карманам», сколько по отчислениям в бюджет. При недостатке хеджеров товарные рынки переполнены спекулянтами, раздувающими пузыри. «Спекулятивная составляющая в нефтяных котировках намного больше, чем вы можете себе представить», – говорит старший вице-президент Pioneer Investments Джон Поллен, управляющий фондом акций развивающихся рынков.
Рубрики