«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya Birzha с Олегом МальцевымПЛОЩАДКУ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКУ НЕФТЕПРОДУКТОВ, ПОХОЖЕ, НАЗНАЧИЛИ «ПО ЗВОНКУ СВЕРХУ», А БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ ПОДМЕНИЛИ АУКЦИОНОМ
Победителем конкурса на организацию госзакупок нефтепродуктов объявлена биржа «Санкт-Петербург». По информации «Выбери!by», за нее проголосовали пять членов конкурсной комиссии, а три других поддержали фондовую биржу РТС. Пирог делили аппетитный, поэтому интрига развернулась нешуточная. Не сомневаюсь, что ключевые претенденты проводили «закадровую» работу с чиновниками, чтобы заручиться поддержкой. Всего в комиссию входило восемь человек: пять представителей от МЭРТ и по одному – от ФСФР, ФАС и Минпромэнерго. А заявки на участие подали аж девять претендентов. Среди них были Московская фондовая биржа и одна из структур ММВБ – Национальная товарная биржа (НТБ). После предварительного отбора в списке оставалось четверо – «Санкт-Петербург», РТС, НТБ и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса. Последняя площадка учреждена в 2002 году независимыми производителями газа. По словам заместителя главы МЭРТ Кирилла Андросова, решающую роль сыграли следующие факторы: опыт в торговле нефтепродуктами, возможность заключать сделки через удаленные терминалы и желание инвестировать в проект 300 млн рублей.
О каком опыте идет речь, большая загадка. В срочной секции «Санкт-Петербурга» расчетный фьючерс на нефть Brent присутствует только формально – сделки с ним не регистрируются. В товарной секции организованы торги сахаром, но и они идут вяло. Так, оборот за весь октябрь составил лишь 20,6 млн рублей. Превосходство «Санкт-Петербурга» с технической точки зрения тоже вызывает вопросы. Неужели ММВБ и РТС, на которых сконцентрирована почти вся биржевая электронная торговля, не располагают подходящим программным обеспечением? Ну и последняя деталь. По словам источника, знакомого с предложениями всех претендентов, как минимум одна площадка планировала вложить в проект более 300 млн рублей. Комментируя итоги конкурса в неофициальных беседах, участники рынка кивают на административный ресурс.
Версия выглядит убедительной. Чиновники сами сделали процедуру отбора закрытой, не пригласив даже независимых консультантов. Теперь же проблема в другом. «Санкт-Петербург» должен создать реально работающий механизм госзакупок, исключающий любые манипуляции с «откатами». Постановление правительства рекомендует бюджетополучателям закрывать 15% «нефтяных потребностей» на уполномоченной площадке. Но рекомендация еще не обязанность. Неясно также, насколько заинтересованы в проекте сами нефтедобытчики. Вот здесь очень помог бы пресловутый административный ресурс. Кстати, еще один любопытный нюанс. В постановлении говорится о товарной бирже, но не определен механизм торгов и расчетов. «Санкт-Петербург» выбрал форму понижающих аукционов в электронной форме. Можно ли считать ее биржевой? Тут есть разные точки зрения. Но в любом случае максимально прозрачное ценообразование обеспечил бы стакан анонимных заявок. Только для того, чтобы он действительно заработал, нужна ликвидность.
buyВ октябре больше заработали те пайщики, которые не слушали аналитиков-пессимистов
sellТорговля на западных биржах – слишком дорогое удовольствие для большинства частных инвесторов
Рубрики