Рубрики
Статьи

«Viberi» Russkaya birga с Олегом Мальцевым

«Viberi» Russkaya birga с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya birga с Олегом МальцевымШЕСТЬ ИНВЕСТКОМПАНИЙ СЭКОНОМЯТ НА РЕЙТИНГАХ РОССИЙСКИХ АГЕНТСТВ, А ОДНА ПЫТАЕТСЯ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА, ЧТОБЫ ЗАСЛУЖИТЬ НОВЫЙ ИМИДЖ
В пресловутом глобальном кризисе большую роль, как известно, сыграли рейтинговые агентства, которые выставляли высокие отметки малонадежным компаниям и эмиссиям. За долгие годы Fitch, S&P; и Moody’s заслужили доверие, и их мнение возвели в священный ранг. Оценки агентств стали общепризнанными ориентирами при формировании портфелей. Управляющим удобно свести трудоемкий анализ финансовых инструментов в основном к формальной проверке их рейтингов, по сути переложив ответственную работу на плечи чужих аналитиков. Теперь вот американские власти думают, как бы снизить почти наркотическую зависимость от «высочайшего мнения».
Собственные рейтинговые агентства имеются и в России. Авторитета у них, мягко говоря, поменьше, чем у зарубежных коллег. Думаю, что это к лучшему. На днях, например, произошла примечательная история. НРА отозвала оценки сразу у шести своих клиентов – инвесткомпаний. Все они просто перестали сообщать информацию о текущей деятельности и подавать финансовую отчетность. И ведь, полагаясь на мнение того же самого агентства, не скажешь, что это какие-нибудь «пустышки». Четырем затаившимся брокерам оно ранее присвоило отметки А и А-, по идее свидетельствующие о высокой надежности. Где же уверенность, что столь «высоконадежные» игроки завтра не проигнорируют, например, исполнение обязательств перед контрагентами? Хорошо, что на практике российские профучастники выставляют друг на друга лимиты, прислушиваясь к собственным источникам на рынке. А оценки агентств подходят для упоминаний в пресс-релизах и рекламе. Начинающих инвесторов, говорят, это впечатляет.
Репутацию заслужить сложнее, чем формальные отметки. Инвесткомпания «Русс-инвест» в биржевом сообществе известна – на классическом рынке РТС она торгует с 1990-х. На прошлой неделе впервые за многие годы она провела встречу с журналистами. Переход к публичности объясняется, видимо, двумя взаимосвязанными причинами. С одной стороны, «Русс-инвест» продвигает услуги для широкой клиентской базы, в частности паевые фонды дочерней УК. С другой – над ней долго довлела, скажем так, не самая красивая история создания. Если контрагентам в РТС все равно, откуда у «Русс-инвеста» два с лишним миллиона акционеров, то рядовую публику это может насторожить. С имиджевой точки зрения той же команде, пожалуй, проще было бы строить клиентский бизнес с чистого листа. Менеджмент во главе с президентом Александром Бычковым контролирует почти 60% «Русс-инвеста» после ряда допэмиссий, проведенных в 2000-е. Оставшийся капитал распылен среди россиян, когда-то вложивших ваучеры в ЧИФ «МММ-инвест». Компания пока действует в основном как портфельный инвестор – 90% дохода ей приносят собственные операции с акциями и облигациями.