«Viberi» Russkaya birga с Олегом Мальцевым
«Viberi» Russkaya birga с Олегом МальцевымНЕОЖИДАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОТИРОВОК ПРОВЕРЯЮТ НА ПРОЧНОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ТОРГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ИГРОКОВ, НО И РЫНОЧНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ
Резкое укрепление доллара против рубля, спровоцированное началом военных действий в Южной Осетии, высветило изъян в принципах торговли на рынке производных инструментов ММВБ. Система управления рисками, призванная защищать игроков от неисполнения обязательств контрагентами, поставила некоторых из них в патовое положение. Открытые ранее короткие позиции по фьючерсам на доллар невозможно было ликвидировать, даже смирившись с убытками: торговая система отказывалась исполнять такие заявки. Одна из особенностей срочного рынка заключается в том, что покупателям и продавцам не нужно резервировать всю стоимость базового актива, в данном случае доллара. Достаточно внести гарантийное обеспечение, величину которого устанавливает площадка, учитывая волатильность торгов. Чем выше вероятность резких ценовых движений по контракту, тем больший процент от стоимости нужно замораживать. В идеале счета игроков должны в любой момент покрывать их обязательства по заключенным сделкам. С величиной гарантийного обеспечения напрямую связан коридор заявок на покупку и продажу. «Лимит изменения цены устанавливается таким образом, чтобы с вероятностью 99% покрыть однодневные колебания цен фьючерсов. Лимит не ограничивает функциональных возможностей рынка», – говорится на сайте ММВБ. Но оставшийся 1%, как выяснилось, списывать со счетов нельзя. Что происходит, если котировки все же совершают резкий скачок? Зарезервированных денег уже не хватает, чтобы в полной мере провести расчеты. Остается уповать на добропорядочность участников торгов, несущих убытки. Для наглядности проведу параллели с дефолтом 1998-го: стали бы вы по доброй воле продавать доллар по 6 рублей, исполняя прежние контракты, когда он стоил 15?
Долгое время на ММВБ дневные колебания фьючерса на доллар были ограничены 26 копейками. Этого хватало в периоды относительно спокойных торгов. Но 8 августа рубль резко подешевел против доллара и евро. Банки скупали валюту для своих клиентов, напуганных новостями из зоны конфликта. Как и полагается, стоимость базового актива потянула за собой срочные контракты. Котировки не укладывались в допустимый диапазон, а гарантийное обеспечение уже не полностью покрывало убытки, набегавшие у части игроков. Биржевой стакан опустел – там фигурировали только заявки на покупку, а все продавцы остались «на обочине». Желающим закрыть убыточные позиции торговая система просто не позволяла выставить поручение по рыночной цене, поскольку она вышла из диапазона. В принципе у площадок есть два варианта действий в таких случаях. Первый – заставить игроков спешно пополнить счета, увеличив гарантийное обеспечение и, возможно, приостановив торги. Второй – принять на себя все возникающие риски, а их в свою очередь покрывали бы гарантийные и страховые фонды биржи. ММВБ обещает вскоре скорректировать принципы риск-менеджмента в срочной секции. Тем более что конкуренция с РТС подталкивает обе площадки к оперативному решению проблем.
Рубрики