Рубрики
Статьи

Рейтинг спортивных клубов

Рейтинг спортивных клубов
Рейтинг спортивных клубовВ 90-е годы спортивные клубы принадлежали либо региональным администрациям, либо средним предпринимателям. Первые не развивали клубы как бизнес, потому что считали, что спорт — социальная отдушина для россиянина с низким доходом, вторые не имели денег для развития.
После 1998 года благодаря выгодной внешней конъюнктуре на основные экспортируемые товары и росту промышленности у крупнейших экономических структур стала образовываться избыточная наличность, которую можно было частично реализовать в рамках «социальной ответственности» перед населением. И крупный капитал пошел в спорт, так как других подходящих социальных проектов не нашлось.
К 2004 году карта спортивной собственности окончательно сформировалась. В российском клубном бизнесе присутствует шесть наиболее мощных и активных финансово-спортивных групп, которые можно разделить на три типа. Первый — представители государственного капитализма. Это ОАО «Российские железные дороги», спонсирующие многочисленные клубы с названием «Локомотив» по всей стране, и администрация Республики Татарстан, которая совместно с региональной бизнес-элитой заботится о трех клубах, играющих в высших дивизионах.
Вторую группу составляют сырьевые компании, достаточно давно вошедшие в спортивную индустрию. Во-первых, «Норильский никель», владеющий через аффилированные структуры баскетбольным клубом ЦСКА и футбольным клубом «Москва». Во-вторых, «Сибнефть», контролирующая омский «Авангард» и спонсирующая футбольный ЦСКА. Так как у хоккейного и футбольного ЦСКА общий владелец, то и хоккейный клуб также можно записать в группу «Сибнефти».
И третья категория финансово-спортивных групп — бизнес-структуры, которые недавно купили спортивный актив и осуществляют точечные инвестиции. Это банкирский дом «Санкт-Петербург» (футбольный «Зенит»), а также вице-президент «Лукойла» Леонид Федун с партнерами (футбольный «Спартак»).
14 футболистов. Хотя в общем рейтинге клубов и лидирует хоккейный «Ак Барс», футбольная лига остается самым богатым внутренним чемпионатом: в рейтинге присутствует 14 клубов. Суммарный бюджет команд, представленных в рейтинге, составил $291 млн. На первый взгляд очень значительная сумма, но расходы Manchester United в 2004 финансовом году составили $250 млн. Впрочем, нужно заметить, что несколько лет назад бюджеты всех футбольных клубов российской премьер-лиги были меньше бюджета MU.
Самым богатым футбольным клубом в 2004 году является московский «Спартак», 2/3 бюджета которого пошли на покупку игроков. В следующем году можно ожидать дальнейшего увеличения бюджета, так как новые владельцы клуба уже планируют новые покупки. А пока самый дорогой трансфер российского футбола — $11,5 млн, заплаченные за аргентинского нападающего Фернандо Кавенаги, — принадлежит «Спартаку». В планах владельцев клуба — первичное размещение акций на бирже, однако финансовые результаты «Спартака» должны насторожить потенциального инвестора. Клуб не заработал и 10% собственного бюджета.
Лидер бюджетной гонки предыдущих двух лет — ЦСКА расположился на второй строчке. Перед началом сезона клуб заключил трехлетнее спонсорское соглашение с «Сибнефтью» на сумму $54 млн, а летом дорого покупал игроков. Самая дорогая сделка армейской команды — $7,5 млн за переход бразильского форварда Вагнера Лава. Но даже «кудесник мяча» не помог ЦСКА отстоять чемпионский титул.
Чемпионом 2004 года стал московский «Локомотив», который в отличие от двух предыдущих столичных команд не совершал дорогих трансферных сделок. Однако летом в состав «Локомотива» на правах свободного агента перешел бразилец Франциско Лима, который является самым высокооплачиваемым игроком футбольного чемпионата ($1,55 млн в год). В этом же сезоне впервые за свою историю «железнодорожники» стали самой посещаемой московской командой.
Подмосковный клуб «Сатурн» никогда не хватал звезд с неба. За командой, вышедшей из первого дивизиона, закрепилась репутация «крепкого середняка», не претендующего на медали. В 2004 году «Сатурн» сделал первый шаг в сторону призовых мест, заключив шестилетний спонсорский контракт с фирмой «Нафта-Москва» на $60 млн.
Петербургский «Зенит» — один из самых доходных и посещаемых клубов РФПЛ. Успех достигнут за счет теплого отношения горожан к команде и менеджмента высокого уровня. Молодых звезд «Зенита» Александра Кержакова и Андрея Аршавина хотели бы купить такие богатые клубы Восточной Европы, как ЦСКА или донецкий «Шахтер», но те пока предпочитают играть за родной клуб. В планах руководства клуба — строительство нового стадиона, который позволит «Зениту» выйти на европейский уровень.
Московское «Динамо» в конце сезона едва не преподнесло неприятный сюрприз своим болельщикам. Команда с прославленной футбольной историей находилась на грани вылета в первый дивизион. В следующем году от «Динамо» следует ожидать продвижения вверх по турнирной таблице, ведь контрольный пакет клуба перешел компании Fedcominvest. Глава Fedcominvest Алексей Федорычев говорит, что клубный бюджет составит не менее $25 млн.
Единственный пока еще представитель первого дивизиона в рейтинге самых богатых клубов — грозненский «Терек» обеспечил себе прописку на следующий сезон в РФПЛ. Кроме того, «Терек» выиграл Кубок России и принял участие в розыгрыше Кубка УЕФА, из которого выбыл во втором круге.
8 хоккеистов. Российский хоккейный чемпионат по уровню бюджетов занял второе место в мире и с каждым годам приближается к Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Например, «Ак Барс» уже попал бы в первую десятку самых богатых команд НХЛ.
Фантастический бюджет казанского клуба объяснятся тем, что к 1000-летию города в 2005 году руководство Республики Татарстан хочет преподнести себе дорогой подарок в виде победы в хоккейном чемпионате. Особые привилегии «Ак Барса» по сравнению с другими казанскими клубами — «Униксом» и «Рубином» объясняют тем, что президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев очень любит именно хоккей. Клуб, воспользовавшись локаутом в НХЛ, подписывает многомиллионные контракты только со звездами американского и российского хоккея.
Прошлогодний чемпион омский «Авангард» первоначально не хотел принимать участие в гонке за именами. Но потом президент «Авангарда» Константин Потапов заявил, что «в России есть два хоккейных клуба, которые могут купить любого игрока НХЛ». Две недели назад сибирская команда подписала контракт с чехом Яромиром Ягром, который вместе со шведом Петером Форсбергом является самым высокооплачиваемым игроком НХЛ.
Бюджет череповецкого клуба «Северсталь» обеспечивает одноименный металлургический комбинат. Ради развлечения жителей Череповца собственник «Северстали» Алексей Мордашов готов ежегодно раскошеливаться на $25 млн.
Три баскетболиста. В рейтинге самых богатых спортивных клубов представлено всего лишь три баскетбольные команды, однако баскетбольный ЦСКА считается самым богатым клубом Европы.
После прихода два года назад нового генерального директора Сергея Кущенко бюджет клуба увеличился в два раза. Сергей Кущенко стремится сделать из ЦСКА образцовый клуб, достойный заокеанской Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), — перед каждым матчем устраивается лазерное и звуковое шоу. Впрочем, деньги вкладываются не только в зрелищность, но и в спорт. Два года подряд ЦСКА выигрывал российский чемпионат, но останавливался в полуфинале «Финала четырех» Евролиги. В 2005 году «Финал четырех» пройдет в Москве.
У казанского «Уникса», занявшего в прошлом году второе место в чемпионате России, пока ограниченный бюджет. Но по мере того, как будут приближаться игры плей-офф и юбилей Казани, клуб вправе рассчитывать на дополнительные инвестиции со стороны региона и местного бизнеса.
Ноль прибыли. Пока все спортивные клубы убыточны, однако в отдаленной перспективе менеджеры и владельцы команд надеются получить прибыль.
Рост доходов клубов напрямую связан с увеличением доходов населения. Однако в спортивной индустрии есть инструменты, которые позволяют нарастить доход в данной ситуации. Во-первых, это строительство универсальных спортивных комплексов в хоккее, баскетболе и футболе, когда кроме стадиона и арены существует дополнительная инфраструктура для развлечений и отдыха — рестораны, гостиницы, автомобильные стоянки и т. д., а спортивное сооружение в свободное время используется для проведения различных концертов и шоу. Американцы вывели правило: самолет все время должен находиться в воздухе — чем меньше он на земле, тем больше он приносит прибыли. Так и с ледовой или баскетбольной ареной: чем меньше там закрыты двери, тем больше она приносит прибыли.
Во-вторых, грамотная селекция спортивных клубов, то есть поиск талантов среди российской молодежи с последующей продажей в богатые западные клубы. Кроме того, селекция подразумевает и более точечную покупку иностранных легионеров, так как качество многих иностранных игроков не соответствует заплаченным за них деньгам. В-третьих, правильная работа с потребителями, то есть болельщиками. И здесь не обязательно сразу же делать какие-то маркетинговые акции, вполне хватит мер по наведению элементарного порядка, чтобы проход и выход со стадиона не занимал часы и т. д.
А пока во всех внутренних чемпионатах сформировалась тенденция, которая может привести к негативным последствиям. Расходы большинства клубов растут темпами, которые просто несоизмеримы с темпами увеличения доходов. Клубы, финансируемые сырьевыми структурами, пока могут не беспокоиться, ведь цена на их продукцию очень высока. Но у клубов, финансируемых за счет местной администрации, могут возникнуть проблемы.