Рубрики
Статьи

Реформы не нужны

Реформы не нужны
Реформы не нужныБольшая часть претензий к этому документу со стороны экспертов сводится к тому, что изначально доходы бюджета-2006 сильно занижены, а расходы по ключевым статьям явно недостаточны для решения структурных проблем в экономике.
Одним из первых, кто выступил с детальной критикой главного финансового документа, стал руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, который назвал его «бюджетом лжи». По его мнению, он основан на заведомо недостоверных и нереалистичных макроэкономических прогнозах, полностью направлен на переваривание текущих расходов и не предусматривает реализации какой-либо стратегии развития экономики. По словам Михаила Делягина, бюджет-2006 наглядно демонстрирует главную проблему: у правительства сейчас нет ни малейшего представления о том, на что и как тратить деньги.
Не остались в стороне и представители СФ и Госдумы. Спикер верхней палаты Сергей Миронов заявил, что в представленном проекте «заморожены» огромные финансовые средства, которые можно было бы направить на реализацию конкретных программ. Сопредседатель фракции «Родина» Сергей Глазьев считает, что представленный Минфином документ — это «бюджет государства образца XIX века: 40% его расходов предусмотрены на силовые структуры и государственную бюрократию». Он также заявил, что заложенные в нем расходы на решение социальных проблем явно недостаточны: «Образование, наука, медицина и другие социальные отрасли недофинансируются в два-три раза».
По сравнению с депутатами экономисты оценивают финансовый документ более позитивно, но и они отмечают, что найти в нем рычаги для развития экономического роста затруднительно. «По сравнению с бюджетами прошлых лет нынешний имеет ясно обозначенные приоритеты — это прежде всего социальная сфера», — считает ведущий эксперт «Центра развития» Наталья Акиндинова. «В то же время, если говорить о расходах, которые могли бы способствовать не только повышению текущих доходов граждан, но и развитию экономики в целом, то здесь заложены гораздо более скромные цифры», — считает она. Инвестиционные расходы, несмотря на их заметное увеличение, будут осуществляться в основном в рамках старых целевых программ, финансирование каких-либо принципиально новых направлений не предусмотрено.
Кроме того, сама «социальная ориентация нынешнего бюджета довольно опасна. Значительное увеличение расходов на медицину, здравоохранение, образование вряд ли существенно повлияет на ситуацию в этих отраслях. По мнению аналитика «Экономической экспертной группы» Андрея Чернявского, резкое увеличение расходов закладывает фундамент для будущих проблем: «Увеличивая свои социальные обязательства, правительство оказывается в сложном положении, особенно учитывая обещания идти по пути снижения налоговой нагрузки». По мнению экспертов, инфляция существенно снизит эффект от прописанного в бюджете роста зарплат, а падение цен на нефть, если оно вдруг произойдет, и вовсе может поставить под сомнение выполнение обязательств, взятых на себя правительством.
Большинство опрошенных «Выбери!by» экспертов отмечают, что главная ошибка при формировании бюджета на будущий год в отсутствии решительных шагов, направленных на реализацию экономических реформ. «Сегодня все реформы существуют в виде проектов, да и то недоделанных, а практически все институциональные преобразования либо замедлились, либо вообще остановились», — считает Наталья Акендинова. С точки зрения дальнейшего развития экономики бюджет-2006 ничем не отличается от предыдущих: центр тяжести просто переместился в сторону социальных проблем. Однако такие популярные меры, как повышение зарплат бюджетникам, вряд ли будут эффективны с точки зрения долгосрочной перспективы.