Рубрики
Статьи

«Viberi» Раскольцовка гиганта

«Viberi» Раскольцовка гиганта
«Viberi» Раскольцовка гигантаАвтоваз» скорректировал схему ликвидации перекрестной структуры собственности. Процесс начнется в январе и завершится к лету 2008 года. Владельцам миноритарных пакетов в дочерних компаниях тольяттинского предприятия предложат продать свои бумаги или обменять их на акции самого «Автоваза». После этого автозавод получит 100% во всех своих «дочках» и сможет погасить ставшие казначейскими акции. В результате 75% + 1 акция получат ФГУП «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners (структура «Тройки Диалог»).
Одновременно завод усиленно ищет стратегического партнера. Его привлечение совет директоров «Автоваза» наметил на начало года. Предполагается, что блокирующий пакет акций достанется одному из претендентов: General Motors, Renault, Fiat и Magna. Один из них, GM, на прошлой неделе уже распространил официальное заявление о том, что сделал предложение «Автовазу» о покупке пакета акций.
Неплохие шансы есть у Fiat и Magna. Итальянцы могут предложить разнообразную линейку доступных автомобилей. А за Magna стоит миллиардер и владелец ГАЗ Олег Дерипаска, которому принадлежит 20% акций канадского предприятия. Между тем нынешний президент «Автоваза» Борис Алешин неоднократно высказывался за консолидацию российского автопрома. Не против этого и сам Олег Дерипаска. А вот шансы Renault не слишком велики – французы хотят получить контрольный пакет. «На месте менеджмента «Автоваза» я бы выбирала между Fiat и Magna», – рассуждает аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли.
В минувшую пятницу члены совета директоров не смогли определиться, кому достанется блок-пакет. Пока что голоса разделились между Fiat и General Motors. Новое заседание совета директоров состоится 14 декабря.
Заморские гости. Иностранные автопроизводители не стремятся к покупке российских заводов, предпочитая строить собственные площадки («Выбери!by» № 45 от 26.11.2007). В крайнем случае, они идут на создание совместных предприятий. Так, «Северсталь-авто» сотрудничает сразу с тремя иностранными автоконцернами. Совместно с корейским SsangYong в 2006 году был запущен завод по выпуску кроссоверов мощностью 10 тыс. авто в год. Объем инвестиций составил $70 млн. В партнерстве с FIAT открыт завод по выпуску до 40 тыс. автомобилей в год. Правда, пока он производит лишь 15 тыс. машин. А в марте 2007 года было создано СП с Isuzu, которое займется производством грузовых автомобилей на мощностях УАЗа. Постепенно переходит от выпуска моделей «Лада» и «Иж» на корейские Kia «Ижавто». По словам вице-президента владеющей ижевским автозаводом группы СОК Андрея Фролова мощности предприятия загружены лишь на треть. Приходится расширять сотрудничество с корейцами.
Придирчивый клиент. Российский автопром обречен на сотрудничество с западными компаниями. Виной тому потребитель, предпочитающий иностранную продукцию. По итогам 2006 года доля проданных российских автомобилей упала почти на 13% до 36,8%, в то время как продажи иномарок возросли до 63%. «Нет сомнений, что развитие российского автопрома пойдет по пути наращивания доли иностранных концернов в производст­ве и рознице», – уверен аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Другая причина – нехватка современных технологий. У отечественных заводов их либо вовсе нет, либо присутствуют в малом количестве. Приходится возмещать нехватку любыми путями, в том числе за счет приобретения заводов целиком, как поступила группа ГАЗ, купив у DaimlerChrysler производство Chrysler Sebring и Dodge Stratus. С 2008 года ГАЗ приступит к их лицензионной сборке, а с 2010 года планирует собирать по 65 тыс. машин. «Отрасль в том или ином виде будет консолидирована в любом случае, – говорит Михаил Лямин. – Вопрос лишь в том, будет ли это сделано на базе отечественных предприятий или с привлечением иностранных партнеров».
С кем сотрудничают российские автозаводыРоссийская компанияИностранный партнерВид партнерстваПродукцияГруппа ГАЗLDVВладеет 100% акцийГрузовики MaxusСеверсталь-автоIsuzuВладеет 51% акций в СПГрузовики IsuzuИжавтоKIAСборка по лицензииRio, SorentoТагазHyundaiСборка по лицензииSanta Fe, Porter, Accent, SonataСеверсталь-автоFiatСборка по лицензииGrande Punto, Panda, Albea, CromaСеверсталь-автоSsangYongСборка по лицензииKyron, ActyonГруппа ГАЗDaimlerChryslerПроизводство по лицензииSebring