Рубрики
Статьи

«Продажные» нововведения

«Продажные» нововведения
«Продажные» нововведенияВ первую очередь компаниям следует обратить внимание на то, что с начала текущего года со вступлением в силу поправок в закон «О защите прав потребителей» расширен круг ответственных за качество проданных товаров. Ранее к нему относились только производители и продавцы: именно к ним должен был обращаться покупатель, который сталкивался с поломкой или отказом изделия в течение гарантийного срока. Правда, тут возникала проблема с иностранными производителями, у которых не было официальных представительств в России: предъявить им какие-либо претензии практически невозможно.
Теперь в законе появилось еще два субъекта, ответственных перед клиентами за качество товаров, — российские фирмы, которых уполномочил на то зарубежный партнер, или импортеры продукции. Продавцам же добавилась обязанность информировать покупателей об импортерах или уполномоченных компаниях, к которым потребители могут обратиться с претензиями. По мнению руководителя службы по связям с общественностью группы компаний Dixis Татьяны Москалевой, такое положение заставит поставщика (импортера) более тщательно прорабатывать свои контракты с производителями на предмет возмещения ими убытков из-за ненадлежащего качества товара, а у покупателя появится возможность по своему усмотрению обратиться за защитой своих прав, если они нарушены, к более широкому кругу лиц.
Информационные поправки. Также для продавца введена обязанность указывать стоимость товара только в рублях, а не в условных единицах. «Последние несколько лет российская валюта стабилизирована, резких скачков не наблюдается, поэтому нет необходимости привязывать цены к доллару», — говорит Татьяна Москалева из Dixis. А если в 2005 году продолжится укрепление российской валюты, то эта законодательная инициатива положительно скажется на компаниях из сферы торговли.
Помимо этих данных изготовители должны указывать на пищевых продуктах сведения о наличии в них генетически модифицированных организмов. В случае, если это не будет сделано, покупатель вправе потребовать возмещения своих убытков. Правда, будет достаточно сложно доказать, что продукт нанес какой-то вред здоровью покупателя: влияние трансгенных продуктов изучено еще плохо. Однако это не значит, что нормой можно пренебречь — покупатель может претендовать на возмещение морального вреда. Но опять же суммы по подобным искам никак не определены законодательно, поэтому все будет зависеть от решения суда.
Нет чека — приведи друга. Помимо всего прочего клиентам позволили подтверждать факт покупки не только чеками, но и свидетельскими показаниями. Как считает Татьяна Москалева, «данное положение ставит продавца в невыгодное положение, так как в качестве свидетелей можно привести знакомых и родственников». У интернет-магазинов с этим проще. Как говорит юрисконсульт интернет-магазина «Озон» Ирина Белая, вся информация о продаже сохраняется в базе данных и в случае проблем у покупателя не просят документов, подтверждающих покупку, а смотрят собственную информацию о продажах. А по словам PR-менеджера «Икеа Россия» Ирины Ваненковой, в магазинах компании и до принятия законодательных поправок покупатели имели возможность вернуть товар без чека по любой причине. Правда, тогда они получали не деньги, а ваучер, на который могли купить другой товар на равнозначную сумму.
Более жесткими стали правила возврата денег при невозможности заменить некачественный товар в день обращения покупателя. Раньше в законе не было указано срока, в течение которого магазин обязан вернуть деньги клиенту, теперь же это нужно сделать не позже трех дней с момента возврата покупки.
Торговля на расстоянии. В законе появилась новая статья 26.1, посвященная дистанционной торговле. В последнее время интернет- и телемагазины стали достаточно широко распространены, а нормативной базы, которая регулировала бы их взаимоотношения с клиентами, не было. Главной особенностью дистанционной торговли является невозможность осмотреть товар в момент его заказа. Теперь в законе о защите прав потребителей появились нормы, касающиеся и таких магазинов.
В первую очередь для них стало обязательным сообщать всю важную информацию о продукции на сайте или в рекламе в СМИ. Но, по словам директора и владельца интернет-магазина Topmag.ru Сергея Воронина, закон не поспевает за действительностью, он уже устарел. «Продавать в интернете по прайс-листу без фото и описания в большинстве случаев невозможно. По крайней мере это касается техники», — говорит он. Это мнение подтверждает Ирина Белая из «Озона»: «Мы приветствуем такие поправки. Для нас они каких-то особых изменений в работу не внесли. У серьезных компаний и так вся эта информация указывается на сайте».
Неприятности. Однако не все изменения понравились представителям компаний, занимающихся дистанционной торговлей. Так, введена норма о том, что клиент вправе отказаться от покупки не только до получения товара, но и после — в течение семи дней. Также продавцы при доставке продукции обязаны предоставить информацию о порядке и сроках ее возврата. Если этого не будет сделано, клиент имеет право отказаться от сделки в течение трех месяцев с момента покупки даже если товар надлежащего качества. «Не понятно, почему именно три месяца? Возможность отказа от товара до его передачи покупателю — вполне обоснованное и отработанное годами правило гражданского оборота, которое очень даже вписывается в закон о защите прав потребителей, — говорит Татьяна Москалева. — Однако мобильные телефоны относятся к технически сложным товарам, и, если они качественные, их нельзя вернуть просто так из-за того, что они не нравятся или не подошли по цвету и т. д. На самом деле данные поправки могут сильно ударить по продавцам именно технически сложных устройств, поскольку их продажа и обслуживание имеет массу нюансов».
Сергей Воронин согласен с этим: «Я считаю неверным, что незнание прав населением компенсируется дополнительными обязательствами продавца. Недостаточная информированность о своих правах одной стороны не должна отражаться на другой. Тем более без причины, подтвержденной сервис-центром поломки, вернуть товар, которым мы занимаемся (сложная бытовая техника), невозможно. Если законодатели полезли в треугольник продавец — сервис-центр — покупатель, то они совершили ошибку, так как это сбалансированная и справедливо работающая система».