Рубрики
Статьи

«Viberi» Прочность на сгибе

«Viberi» Прочность на сгибе
«Viberi» Прочность на сгибеВ конце августа в Подмосковье торжественно открылся Каширский завод стали с покрытием. Новый собственник площадки, металлотрейдер «Комтех», пригласил даже главу Минпромторга Виктора Христенко, но чиновник не нашел времени для посещения мероприятия. Совладелец и гендиректор компании Александр Рубцов надеется, что инвестиции в Каширу окупятся за два-три года. Кроме того, «Комтех» собирается построить по заводу металлоконструкций в Краснодарском крае и Липецкой области, возвести сервисно-производственный центр под Петербургом и складской комплекс недалеко от Москвы. Диверсификация вынужденная: Александр Рубцов рассуждает, что если торговцы не отойдут от привычной модели «купить у производителя дешево и продать потребителю дорого», то они будут вытеснены или поглощены конкурентами.
Такое будущее может ожидать, по меньшей мере, 30 крупных независимых сетевых металлотрейдеров и более 1,5 тыс. мелких региональных продавцов, работающих на вторичном рынке. Темпы его роста – 5–7% в год. В 2007 году емкость вторичного рынка, по данным Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ), приблизилась к 24 млн тонн. Это порядка 40% от всех продаж металла и металлопроката в России. Показатель из года в год растет вслед за объемами внутреннего потребления в строительной и машиностроительной отраслях.
Несмотря на благоприятную конъюнктуру и обнадеживающие прогнозы, ничто уже не обещает металлотрейдерам прежнего безоблачного существования. Ранее скрытые риски, заложенные в самой модели трейдинга – перепродажа партий товара на розничном рынке, приобретенных оптом у меткомбинатов на условии предоплаты, – по мере развития рынка становятся реальной угрозой бизнесу.
Чужая кормушка. До сих пор производители металлоизделий предпочитали работать только на первичном – крупнооптовом рынке с прямыми поставками. Сбытовые структуры сталелитейных гигантов были рады переложить на сторонних игроков заботу о реализации своей продукции множеству мелких клиентов. Но тревожные колокольчики уже звонят. «Мечел», «Северсталь», «Магнитка», НЛМК обзавелись собственными торговыми домами. Их сбытовая политика становится все более гибкой. «Чем меньше рук в цепочке, тем дешевле товар и тем привлекательнее работа с конкретным производителем для конечного потребителя, – говорит аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский. – Поэтому металлурги принялись активнее внедрять собственные услуги по розничному распространению продукции».
По оценке аналитика «Брокеркредитсервиса» Олега Петропавловского, пока доля розничных продаж в выручке комбинатов составляет порядка 2–3%. И это больше маркетинговый ход, нежели канал получения дополнительного дохода. Кроме того, собственная дистрибуция не всегда работает эффективно. Так, Evraz Group весной 2007 года продал свой «Евразметалл» международной группе компаний Carbofer. А сбытовая сеть «Макси Групп» вовсе обанкротилась. Но со временем, уверены эксперты, меткомбинаты неизбежно освоят современные технологии трейдинга. По итогам 2007 года наиболее успешный из «зависимых» ТД «Северсталь Инвест», работающий с розницей, реализовал 930 тыс. тонн металла – не намного меньше, чем лидер независимых – «Сталепромышленная компания» (СПК) с 1,3 млн тонн.
Постепенно торговые дома при производителях отодвинут трейдеров от «своей кормушки» – металлурги начнут отгружать им продукцию по остаточному принципу или по более высоким ценам, чем аффилированным компаниям. Те уже, в отличие от трейдеров, получают от комбинатов возможность рассрочки платежа. ТД «Мечел-сервис» в конце 2007 года прервал все отношения с посредниками: сбытовая структура производителя взяла на себя все розничные продажи. В таких условиях у сторонних закупщиков немного шансов составить конкуренцию дистрибуции производителей.
Еще один риск – повышенная волатильность цен на металлы, формируемых под воздействием мирового рынка. Поясняет аналитик «Антанты Пиоглобал» Евгений Рябков: «В условиях затяжного кризиса никто не может делать уверенные прогнозы. И если цены, например на сталь, упадут, то первыми под ударом окажутся именно металлотрейдеры». Достаточно коррекции в 10%, чтобы нанести серьезный ущерб торговцам, работающим с рентабельностью в среднем 5–6%, считает Олег Петропавловский.
В поисках прибыли. Крупнейшие независимые трейдеры (екатеринбургская СПК, московские «Металлсервис», «Дипос», «Комтех» и таганрогский «Инпром»), на долю которых приходится четверть рынка, нашли выход. Обработка металла на собственных сервисно-производственных мощностях позволяет формировать дополнительную добавленную стоимость. Например, оцинковывают или наносят какое-либо другое покрытие на стандартный лист сталепроката. В результате трейдеры меньше зависят от рыночных колебаний цен и сбытовой политики поставщиков. По оценке Райффайзенбанка, потенциальная маржа этого направления бизнеса составляет 20–30%.
Пятерка лидеров усиленно занимается диверсификацией. Небольшие продавцы тоже пытаются не отставать. Новокузнецкая «Юнитрейд», чья выручка в 2007 году составила 1,6 млрд рублей, намерена вложить 130 млн рублей в собственный перерабатывающий комплекс по изготовлению металлоконст­рукций и на его базе запустить мини-завод. А «Сибирский металлоцентр» весной 2007 года потратил 150 млн рублей на предприятие по производству металлоконструкций и металлоизделий для строительной отрасли.
Но, несмотря на общие усилия трейдеров, доля металлопроката с обработкой в объеме общих продаж невелика. По данным РСПМ, не более 5%. Остальное, как и прежде, приходится на складскую металлоторговлю и услуги по комплектации заказов.
Расплата по долгам. Развитие металлотрейдеров на новом направлении тормозит нехватка денег. Ведущие игроки сектора – активные заемщики. Помимо банковских кредитов, СПК, «Инпром», «Металлсервис» и «Дипос» привлекают средства через облигации, а «Комтех» в июне 2007 года разместил в Лондоне CLN под 10% годовых. Одна из основных причин обращения к долговому рынку – реструктуризация задолженности и ввод сервисно-производственных направлений. Проблема в том, что к диверсификации трейдеры приступили либо незадолго до кризиса ликвидности, либо в самый его разгар.
Кроме того, все эти компании – игроки средней руки из высокорискового сегмента. «Торговля металлом как основной бизнес – не та фишка, которую можно легко продать инвестору», – говорит Евгений Рябков. С ним согласен заместитель начальника отдела анализа и оценки Балтийского финансового агентства Дмитрий Пашков: «Специфика бизнеса такова, что компаниям постоянно требуется финансирование оборотного капитала и рефинансирование задолженностей, что известно инвесторам. К тому же непонятно, будет ли выгодно фондировать торговый оборот при нынешнем уровне ликвидности».
Несказанно повезло «Комтеху»: несколько лет назад удалось получить проектное финансирование для Каширы под смешные ныне 3,8% годовых. С учетом работающих мощно­стей в компании делают оптимистичный прогноз по выручке на 2008 год с ростом почти в 33%. В «Дипосе» сообщили, что пока не почувствовали последствий кризиса: в россий­ских банках для компании открыты неиспользованные лимиты по приемлемым ставкам в диапазоне 10–13,5% годовых, плюс еще остались средства от облигационного займа. «Тем не менее у трейдеров снизились шансы получить дешевые кредиты, если уж такой крупный игрок, как ТМК, весной привлекла кредит под 10% годовых, а «Северсталь» недавно под 10,5%, – предполагает Олег Петропавловский. – Большинство независимых продавцов – непрозрачные структуры, ставшие публичными лишь для получения доступа на долговой рынок».
В ноябре пройти оферту по облигациям 3-го выпуска на 1,3 млрд рублей должен «Инпром». Некоторые аналитики уже прогнозируют технический дефолт: долговая нагрузка компании по EBITDA во втором квартале выросла до критических 8,7. Однако Александр Ларионов уверяет, что компания готова к оферте. Для этого на счетах трейдера уже аккумулируются средства. «Несмотря на высокую долговую нагрузку, у «Инпрома», как и остальных эмитентов-трейдеров, есть задел и внутренние резервы, исходя из хорошего роста цен на базовые металлы и продукцию из них в этом году», – указывает Дмитрий Пашков.
СПККрупнейшего трейдера с долей рынка в 5,9% «Сталепромышленную компанию» (СПК) отличает низкий уровень долговой нагрузки.Ее долг, по подсчетам «Тройки Диалог», на конец 2007 года не превышал 2 EBITDA. В теории такой компании проще привлекать заемное финансирование для реализации планов по диверсификации бизнеса – пока что не очень сильной. Еще в конце 2007 года у СПК почти не было собственного производства – такая продукция составляла чуть более 40 тыс. тонн при товарообороте в 1,3 млн тонн. В первом полугодии 2008-го выручка СПК составила 16,5 млрд рублей – почти как за весь прошлый год. Но, как и другие трейдеры, компания поняла: на чистой торговле удержать лидерские позиции не удастся. Измененная стратегия предполагает дальнейшее географическое расширение филиалов СПК. Но помимо торговых представительств со складами на местах должны появиться и производственные мощности – по меньшей мере 10 листовых и арматурных сервисных металлоцентров с линиями продольной и поперечной резки листа, оборудованием для производства арматурных сеток и каркасов для строительного сектора. Инвестиции в развитие должны составить $18 млн в 2008 году и $20 млн в 2009-м. В том числе за счет этого СПК намеревается продавать к 2015 году не менее 3,5 млн тонн металла.
Комтех«Комтех» активнее остальных идет по пути диверсификации бизнеса.В Подмосковье в конце 2007 года компания ввела в строй Каширский завод стали с покрытием, потратив на него 2,5 млрд рублей. В течение ближайших лет компании предстоит инвестировать еще в несколько производственно-сервисных проектов в разных городах страны. Сейчас в «Комтехе» пересматривают инвестпрограмму, согласно которой в течение 2008–2012 годов планируют сделать вложения в $330 млн. С учетом работы завода в Кашире компания рассчитывает по результатам уже 2008 года существенно увеличить выручку – примерно до $1,5 млрд (порядка 39 млрд рублей). В «Комтехе» решили сконцентрироваться на изготовлении оцинкованной стали с поставками клиентам строительного сектора. Причина проста: на него уже приходится более 60% продаж рейдера. Продукция Каширского завода – сталь в рулонах или разрезанная – поступает на металлоперерабатывающие производства, которые делают торговое оборудование, вентиляционные системы, всевозможные профили, уголки, кабельные лотки. Гендиректор Александр Рубцов рассказывает: решение развивать производство именно оцинкованной стали было принято после того анализа рынка. Согласно ему, 40–45% этого вида продукции можно продавать в центральном регионе.
ДипосКомпания до последнего момента позиционировала себя как чистого трейдера – с долей выручки от продаж металлопроката в 99%.Две трети выручки «Металлсервиса» приходятся на Москву и область. По итогам 2007 года трейдер стал вторым по объему продаж среди «независимых», реализовав 1,2 млн тонн. Но по день­гам проигрывает: здесь он лишь третий. На складах компании может храниться до 190 тыс. тонн металлопродукции 24 тыс. наименований. В развитие основного вида деятельности «Металлсервис» ввел новый формат торговли – «гипермаркет металла – 24 часа». Склады компании отпускают продукцию и готовят ее к отгрузке круглосуточно и с территории одной базы. Но и «Металлсервис» в сентябре запустил в Краснодаре три собственные линии по заготовке, раскрою и сварке арматуры и металлопроката. Цех площадью 4,2 тыс. квадратных метров был построен за 9 месяцев. А на уже имеющихся мощностях в первом полугодии было произведено продукции на 20 млн рублей. Общие инвестиции группы в развитие в 2007–2008 годах должны составить 5 млн евро. Тем не менее основным направлением остается оптово-розничная торговля. Компания планирует расширить свое присутствие на региональных рынках, в том числе и в излюбленных конкурентами Петербурге и Ленинградской области, Ростове-на-Дону, Таганроге и Новосибирске.
Группа одной из первых столкнулась с конкуренцией со стороны торговых домов, организованных металлургическими холдингами.
И еще в 2006 году закупила за границей для своих филиалов сварочные линии по выпуску сеток, агрегат для производства холодно-деформированной арматуры диаметром вплоть до 10 мм, линию продольной резки и организовала производство скобогибочных изделий. Продукция предназначалась для бурно развивающегося тогда строительного сектора
в сфере коммерческой недвижимости. Основной рынок сбыта в связи с этим – Центральная Россия и Подмосковье, где постоянно вводятся новые терминалы, торговые центры и промышленные объекты. Весной 2007 года «Дипос» продолжил увеличивать долю производства, запустив в Иванове сервисный металлоцентр с первой в России автоматической линией поперечной резки рулонной стали Fagor Arrasate. Получаемые таким образом листовые заготовки предназначены для использования в автомобильной, электротехнической и машиностроительной отраслях. Объем производства центра в 2007 году составил 150 тыс. тонн при общем товарообороте за год более 900 тыс. тонн. Расширять присутствие компания намерена на юге России, где перед сочинской Олимпиадой 2014 года заложено немало строек. В 2008–2009 годах «Дипос» намерен довести объем реализации металлопроката в ЮФО до 100 тыс. против 53 тыс. тонн в прошлом году.
ИнпромТаганрогская фирма замыкает пятерку лидеров среди независимых металлотрейдеров по объемам продаж: в 2007 году «Инпром» реализовал более 600 тыс. тонн металла.Но это самый продвинутый игрок сектора, уже несколько лет ведущий отчетность МСФО. «Инпром» всерьез готовился к IPO, оно могло состояться уже в 2008 году. Но компания отложила размещение в связи с финансовым кризисом. Металлотрейдер делает ставку на расширение сервисных услуг в оригинальном формате «стальной гипермаркет». Семилетняя инвестпрограмма на 9 млрд рублей, принятая в конце 2007 года, получила название Step. Компания оперативно закупила и смонтировала современное оборудование по первичной обработке стального проката. По итогам 6 месяцев 2008 года, отмечает первый заместитель гендиректора Александр Ларионов, доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме продаж в тоннаже возросла до 15%. Через несколько лет «Инпром» планирует увеличить эту цифру вдвое. Региональный игрок строит амбициозные планы стать лидером отрасли. Однако пока компания не слишком радует своими результатами. В 1-м полугодии 2008 года рентабельность «Инпрома» сильно упала. При выручке в 8,5 млрд рублей EBITDA margin составила 6,94%, доходность по чистой прибыли – 1,32%.