Рубрики
Статьи

«Viberi» Портовые тайны миллиардеров

«Viberi» Портовые тайны миллиардеров
«Viberi» Портовые тайны миллиардеров
Питерский порт – одно из самых темных мест на бизнес-карте России. Через него прошли многие: одних он спустил на воду большой политики, для других стал вечным пристанищем, третьим открыл путь к миллиардам. Единственные, кто остался в порту из числа основателей, – владельцы First Quantum Ports Виталий Южилин и Андрей Кобзарь. Что, впрочем, тоже неизвестно наверняка. Получить какие-то содержательные комментарии об истории приватизации и дележа «Морского порта Санкт-Петербург» невозможно. Все молчат как мертвые: одни – потому что действительно умерли, другие – потому что остались живы и умирать не хотят.У журналиста, который притрагивается к теме питерского «портового передела», возникает большое искушение написать, что современная российская элита во многом закалилась и сформировалась вокруг споров за этот экспортный коридор. Впрочем, сами имена говорят еще больше. Здесь начинал свою карьеру нынешний глава «Газпрома» Алексей Миллер, который до 1996 года работал под руководством Путина, курировавшего тогда внешние связи в мэрии Петербурга. Став в 1996 году директором по развитию и инвестициям ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», Миллер не изменил пристрастиям своего шефа – наибольший грузооборот питерского порта всегда приходился на немецкий Гамбург. С вопросами приватизации спорных активов петербургского порта связывали и убийство Михаила Маневича, вице-губернатора Петербурга, курировавшего имущественный блок, члена команды Анатолия Чубайса. «Портовое наследство» в администрации города тогда, кстати, досталось будущему министру-реформатору Герману Грефу. Нынешний глава «Газпром нефти» и президент «Зенита» Александр Дюков также работал в структурах, которые связывают с авторитетным бизнесменом Ильей Трабером, считающимся серым кардиналом Петербургского порта. Дюков занимал должности финансового и генерального директора СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», генерального директора ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». По данным «Выбери!by», именно Илья Трабер выступал получателем денег, когда Петербургский порт в итоге продали структурам Владимира Лисина. В порту «поработали» и нынешний министр транспорта Игорь Левитин, и его подчиненный – глава Росморпорта Игорь Русу. Немые свидетели. Схема собственности компании «Морской порт Санкт-Петербург» всегда была весьма запутанна. Большинство нитей сходится к созданной в 1992 году английской компании First Quantum, реализующей сразу несколько крупных транспортных проектов в России. Кто является ее владельцами, доподлинно неизвестно. На сайте «Национальной контейнерной компании» (НКК), одного из крупнейших активов First Quantum Ports, сообщается, что собственниками последней выступают два физических лица. При этом СМИ всегда считали, что этими лицами являются депутат Государственной думы, председатель совета директоров Ассоциации морских портов России Виталий Южилин и его деловой партнер бизнесмен Андрей Кобзарь. К сожалению, сами от комментариев по этому вопросу они воздержались.В 1990-е годы близкий к First Quantum лихтенштейнский офшор Nasdor (точные собственники его неизвестны, но всегда считалось, что за ними стоит Илья Трабер) консолидировал контрольный пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» («Морпорт СПб»). В начале 2000-х годов доля ОАО в суммарном обороте порта Санкт-Петербурга доходила до 50%, а годовой оборот составлял около $140 млн. Компания контролировала несколько крупнейших стивидорных компаний, работавших в порту Санкт-Петербурга, – она владела их миноритарными пакетами, при этом часть акций стивидоров напрямую принадлежала фирмам, связанным с Nasdor. Такая структура собственности, с одной стороны, прибавляла веса компании «Морской порт Санкт-Петербург», под которой иногда подразумевали весь торговый порт города, а с другой – давала возможность защититься от недружественных поглощений. Ведь, по сути, стивидоры, которые являлись основными генераторами прибыли для Nasdor и First Quantum, оставались независимыми компаниями.Другими акционерами компании «Морпорт СПб» выступали комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга (более 28%) и Мин­имущества (20%). КУГИ до прихода в Смольный команды нынешнего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко никак себя не проявлял в качестве акционера порта. Однако со сменой главы города комитет начал судиться с контролирующим акционером компании Nasdor за право провести своих представителей в совет директоров порта.Для города порт в то время являлся черной дырой. Валентина Матвиенко и до начала судебного процесса вокруг акций порта, и после него неоднократно говорила, что Санкт-Петербург не получает адекватных отчислений от морского порта, несмотря на то, что гавань является одной из крупнейших в России. В связи с этим желание города иметь своего человека в совете директоров крупнейшей портовой компании выглядело вполне обоснованно. Однако добиться успеха чиновникам не удалось. Город являлся владельцем полученных в ходе приватизации компании привилегированных акций, которые пытался конвертировать в обыкновенные. Но действия регистратора были оспорены Nasdor и «Морпортом СПб». Прошла череда судебных заседаний, на которых выносились решения в пользу то одной, то другой стороны. Итоговое решение в 2004 году было в пользу городских властей. Однако к тому времени «Морпорт СПб» уже утратил прежнее величие. Nasdor вышел из состава его акционеров, оставив себе контроль над частью стивидорных компаний. Контрольный же пакет «Морпорта СПб» купили структуры, близкие к Новолипецкому меткомбинату (НЛМК) Владимира Лисина. НЛМК в 2004 году остался практически единственным крупным металлургическим предприятием, не имевшим собственного морского терминала для экспорта металлопродукции. В 2004 году комбинат приобрел сразу два актива: «Морпорт СПб» и терминал в Туапсе, получив в итоге желаемый выход к морю. Рассказывая о той сделке в 2004 году, Андрей Кобзарь отметил, что вместе с акциями порта дружественные Nasdor кипрские компании продали и доли в 81% в Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаниях, которые в основном занимаются перевалкой металлов, угля, удобрений и нефтепродуктов на экспорт. В этих компаниях непосредственно «Морпорту СПб» принадлежало по 19% акций. Сумма сделки не разглашалась, но эксперты оценили ее в $140 млн. После ухода Nasdor из «Морпорта СПб» интерес к компании потерял и Смольный, который предпочел продать свой пакет НЛМК. В 2005 году структуры Владимира Лисина на аукционе Российского фонда федерального имущества приобрели консолидированный (городской и федеральный) пакет акций «Морпорта СПб», заплатив за 48% акций 802,5 млн рублей. Таким образом, Южилину и Кобзарю удалось избавиться от наименее прибыльных портовых активов (перевалка сырья и сыпучих грузов), но сохранить за собой более перспективный контейнерный бизнес.Контейнеры, полные прибыли. У структур First Quantum после продажи «Морпорта СПб» оставались доли в терминалах, которые были построены структурами холдинга за счет собственных инвестиций. В частности, у Южилина и Кобзаря сохранились 50-процентные доли в компаниях «Первый контейнерный терминал» (оставшимися 50% тогда владел «Северстальтранс»), «Балтийский балкерный терминал» (перевалка удобрений, 50% – у «Уралкалия») и «Нева-металл» (перевалка стали, 50% – у «Северстальтранса»). На эти компании приходилась примерно половина бизнеса ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». В том же 2004 году Nasdor вышел из капитала «Балтийского балкерного терминала» и «Невы-металл», полностью сосредоточившись на контейнерном бизнесе.Еще в конце 2002 года была образована «Национальная контейнерная компания» (НКК). Ее учредителями на паритетных началах выступили First Quantum и «Северстальтранс». Первым активом НКК стало ОАО «Росконтейнертерминал». Этой компании принадлежал участок в порту Усть-Луга, предназначенный для строительства контейнерного терминала. НКК вместе с германским контейнерным оператором Eurogate выкупила 74% акций «Росконтейнертерминала», блокпакет остался в собственности ОАО «Компания “Усть-Луга”», выступавшего заказчиком-застройщиком строительства порта. Кстати, по некоторым данным, Валерий Израйлит, глава компании ОАО «Компания “Усть-Луга”», которая является застройщиком порта, хорошо знаком с господином Трабером. Строительство терминала в Усть-Луге до сих пор не завершено. Предполагается, что первая очередь будет запущена в этом году. В планах НКК построить в Усть-Луге крупнейший контейнерный терминал в России с грузооборотом до 3 млн TEU («двадцатифутовый эквивалент» (ДФЭ, англ. TEU) – условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков – контейнеров) в год.Таким образом, к 2005 году НКК превратилась в очень крупную контейнерную компанию. Она вышла на рынок Украины, запустив инвестиционный проект в Ильичевском порту в 30 км от Одессы. Помимо этого, компания к началу 2006 года уже оперировала шестью контейнерными терминалами в России – в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, Приморском крае, Астрахани и строящимся в Усть-Луге. В 2006 году было объявлено о намерении разойтись с «Северстальтрансом». В результате раздела активов «Северстальтрансу» отошли терминалы на Дальнем Востоке и Каспии, а Кобзарю и Южилину – все остальные терминалы. В итоге у НКК остались терминалы в Петербурге («Первый контейнерный терминал» – до сих пор крупнейший в России) и в Новороссийске. Кроме того, компания продолжала проекты в Усть-Луге и Ильичевске. В 2007 году 50% НКК за $375 млн приобрела группа Fesco Сергея Генералова. «Дружба» двух структур продолжалась два года. В середине 2009 года НКК First Quantum публично предложила своему партнеру выйти из проекта строительства Усть-Лужского контейнерного терминала в связи с отказом Fesco финансировать проект. Тогда же First Quantum предложила Fesco продать пакет НКК за те же $375 млн. Сделка состоялась, но лишь через год, летом 2010 года. Правда, цена ее была совсем иной – $900 млн. Тогда сообщалось, что 50% НКК у Fesco выкупили структуры, близкие к Андрею Кобзарю, информации о деятельности которого не поступало с момента выхода Nasdor из «Морпорта СПб». Грузооборот терминалов НКК в 2010 году составил 1,3 млн TEU, из них грузооборот «Первого контейнерного терминала» (ПКТ) – 1,16 млн TEU. Город на воде. Петербург задумывался Петром как Северная Венеция – с большим количеством каналов, но идея провалилась. Идеи Петра Великого не оставляют и тех, кто прошел через «окно в Европу». Может быть, поэтому и Виталия Южилина в 2006 году потянуло в полуфантастический девелоперский проект. В июне 2006 года ранее неизвестная компания «Терра Нова» приобрела за $5,3 млн право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для комплексного освоения в рамках проекта «Морской фасад». Он предполагает намыв 477 га в Финском заливе вдоль западного побережья Васильевского острова в Петербурге. На этих землях уже частично построен морской пассажирский терминал, а также деловой район и модные жилые здания. Чуть позже выяснилось, что «Терра Нова» и ООО «Проектно-строительное агентство “Перспектива”» входят в состав управляющей компании «Морской фасад», а последняя входит в группу компаний First Quantum. «Морской фасад» должен заняться строительством морского вокзала, в задачу «Перспективы» входит развитие западной части Васильевского острова. В 2006 году Минтранс оценивал объем инвестиций в будущий проект в 29,2 млрд руб­лей. Спустя месяц после торгов правительство Петербурга одобрило целевую программу по строительству морского пассажирского терминала на Васильевском острове. Город решил выкупить у инвестора будущий морской терминал. Происходить это будет поэтапно. По мере строительства комплекса город будет приобретать облигации специально созданной УК «Морской фасад» ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург “Морской фасад”». Впоследствии облигации будут конвертированы в акции этого ОАО. В итоге к окончанию строительства терминала город получит пакет его акций. На приобретение облигаций город в 2008–2011 годах собирался направить 5,9 млрд рублей. Но впоследствии эта сумма удвоилась. К настоящему времени город уже выкупил облигации «Морского фасада» на 9,4 млрд рублей, а до конца текущего года потратит на эти цели еще около 0,9 млрд. В настоящее время на Морском вокзале построены два круизных и один паромный терминал. В текущем году планируется завершить строительство третьего круизного терминала. В то же время непосредственно девелоперская часть проекта пока пробуксовывает. Южилину и Ко удалось пристроить лишь 71,9 га из уже намытых к настоящему времени 180 га. 8,5 га у УК «Морской фасад» приобрела «Морская строительная компания», входящая в петербургский холдинг «Лидер Групп». В июне 2008 года группа компаний ПИК приобрела у «Морского фасада» 63,4 га для строительства более 1,3 млн кв.м жилья, в начале 2010 года девелопер продал часть территории, имя покупателя до сих пор официально не названо.Прекрасное далеко. Еще один необходимый городу и настолько сложный проект, что и он кажется фантастичным, будут реализовывать структуры First Quantum. Консорциум из FQ и французской Vinci займется строительством Орловского тоннеля под Невой стоимостью 47,7 млрд рублей. Проект в равных долях будут финансировать концессионер, федеральный инвестиционный фонд и петербургский бюджет. Открыть тоннель планируется в конце 2015 года. Проезд по нему будет стоить 50 руб­лей.