«Viberi» Пересмотр переходной стадии
«Viberi» Пересмотр переходной стадииПредседатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс выдвинул предложение внести изменения в первоначальный вариант концепции либерализации регулируемого сектора оптового рынка электроэнергии в России. Ранее предполагалось, что после создания сектора свободных торгов электроэнергией, в котором станет продаваться от 5 до 15% всей генерируемой в стране электроэнергии, этот конкурентный сегмент будет расширен на весь рынок. Однако теперь глава РАО «ЕЭС России» выдвинул идею установить некоторый переходный период, в течение которого в регулируемом секторе будет существовать система долгосрочных договоров между потребителями и продавцами. Для того чтобы сформировать такую систему, необходимо будет внести изменения в ряд постановлений правительства. РАО «ЕЭС России» уже начало согласовывать свою инициативу с Минэкономразвития и Минпромэнерго, а в скором времени приступит к дискуссии и с другими профильными ведомствами.
Предполагаемый срок соглашений — три года, а цена на электроэнергию будет зафиксирована в них исходя из параметров, определяемых Федеральной службой по тарифам. При этом объемы электроэнергии, поставляемой в рамках прямых договоров, будут постепенно сокращаться, а недостающие объемы потребители будут закупать в свободном секторе рынка. Таким образом, по замыслу реформаторов, расширение нерегулируемого рынка будет идти постепенно, а у потребителей появится возможность, с одной стороны, адаптироваться к изменениям, закупая часть электроэнергии по стабильным ценам, а с другой — приступить к внедрению энергосберегающих технологий. При этом покупатель в любой момент сможет выйти из договора в свободный сектор, если там будут предложены лучшие условия.
Алюминиевые интересы. Практика заключения двусторонних договоров между покупателями и продавцами в условиях формирования и функционирования свободного энергетического рынка не нова для мировой экономики. Это, в частности, подтверждают исследования одного из основателей скандинавского рынка электроэнергии, главного советника Министерства энергетики Норвегии Рогнара Оттосена. При содействии российско-норвежской консалтинговой компании «Роснорэнерго» он подготовил аналитический доклад на тему «Международный опыт и адаптация потребителей электроэнергии к трансформации энергорынка России (на примере алюминиевой промышленности)». Эта отрасль была выбрана в качестве объекта исследования из-за своей высокой энергоемкости. Как говорится в докладе, принято считать, что в среднем стоимость электроэнергии составляет в алюминиевом производстве до 25% от общих затрат, а по отдельным компаниям этот показатель колеблется от 15 до 40%. Видимо, поэтому холдинг «Базовый элемент», владеющий крупнейшим российским производителем «крылатого металла» — компанией «Русский алюминий», проявляет большой интерес к реформе электроэнергетики и старается обеспечить энергетическую независимость своего главного актива через контроль над генерирующими станциями. Например, «Базовому элементу» принадлежит контрольный пакет акций Красноярской ГЭС — основного поставщика электроэнергии для входящего в состав «Русала» Красноярского алюминиевого завода.
Биржевой ориентир. По мнению Рогнара Оттосена, заключение двусторонних контрактов является одним из наиболее эффективных способов адаптации крупных энергопотребителей к рыночным условиям. Кроме того, договоры между покупателем и продавцом электроэнергии, определяющие цену и объем, могут стать и инструментами управления финансовыми рисками компаний. Например, если привязать стоимость электроэнергии к котировкам алюминия на Лондонской бирже металлов (LME), то у потребителей будет фиксированная доля затрат на электроэнергию в конечной цене продукции. А генерирующие компании со своей стороны будут получать дополнительные доходы при высоких ценах на алюминий, что будет служить им своего рода компенсацией за потери в периоды ухудшения конъюнктуры на рынке металлов.
Трудности. Консультант компании CMS Cameron McKenna Джэк Ньюшлосс считает, что прямые договоры между потребителями и производителями — положительное явление, поскольку за счет этого распределяются риски между сторонами. «Но при таком взаимодействии надо учитывать два фактора, — предупреждает Джэк Ньюшлосс. — Стороны договариваются о каких-то конкретных объемах поставок, и неизбежно будут возникать отклонения от этих параметров, так как потребитель не может заранее с абсолютной точностью предсказать, сколько электричества ему понадобится, а у производителя могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Поэтому появляется большой пласт дополнительных сложностей, которыми нужно управлять. Могу сразу сказать, что это непросто».
Второй момент, как отмечает специалист, заключается в том, что может возникнуть система, когда все потребители и производители договорились, но в результате невозможно будет осуществить такой режим взаимодействия из-за физических ограничений, накладываемых спецификой электроэнергии как товара — ее нельзя складировать и нельзя передавать на слишком далекие расстояния. То есть структурированные в рамках этой системы договоров потоки электроэнергии могут перегрузить сеть. А тут уже возникает вопрос — кому из продавцов и покупателей отдавать предпочтение, а кого предстоит ограничить. «Я пока не знаю, как РАО «ЕЭС России» собирается решать эти сложности, но знаю, что есть подходы, которые позволяют существенно снизить остроту проблемы», — говорит Джэк Ньюшлосс.
Реакция. Энергоемкие потребители настороженно отреагировали на выдвинутую РАО «ЕЭС России» идею трехлетних договоров. При этом стоит отметить, что сам энергохолдинг еще не озвучивал планов по использованию в них рыночных ориентиров, таких как привязка стоимости электроэнергии к ценам металлов на мировых рынках. В «Русале» «Ф.» пока не смогли высказать свое отношение к выдвинутой РАО «ЕЭС России» инициативе. Недавно компания подготовила доклад «О роли государства в повышении конкурентоспособности российской экономики», в котором предложила рассматривать алюминиевую промышленность «точкой роста экономики». При этом в качестве одного из главнейших условий дальнейшего существования отрасли «Русал» выдвигает предложение зафиксировать тарифы для энергоемких производств на срок до 2007-2008 годов. Вполне возможно, что компания согласится на предлагаемую схему прямых договоров, но скорее всего вступит в спор с энергетиками по поводу уровня цен, которые будут закреплены в соглашениях. Ведь сейчас цены на электроэнергию для российских компаний установлены в диапазоне от 0,87 до 1,5 цента за кВт•ч, что намного ниже среднемировых показателей по алюминиевой отрасли.
В «Суале», втором по объемам выпуска российском производителе алюминия, к идее заключения долгосрочных договоров с продавцами электроэнергии по фиксируемым тарифам отнеслись положительно. Так, в компании напомнили, что уже давно добиваются заключения подобного рода соглашения под нужды будущего глиноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми. Согласно последнему решению совета директоров РАО «ЕЭС России», Печорская ГРЭС — будущий источник электроэнергии для алюминиевого завода в рамках проекта «Коми Алюминий», разрабатываемого группой «Суал», — войдет в число ОГК-3.
Однако, как подчеркнул вице-президент «Суал-холдинга» Василий Киселев, предлагаемый механизм заключения подобного рода договоров, а также основные принципы работы по ним остаются пока неясными и требуют более тщательной проработки с учетом интересов покупателей и продавцов. Вместе с тем в компании без энтузиазма отнеслись к идее привязывания тарифов к котировкам алюминия на Лондонской бирже металлов. Как считают в «Суале», подобная схема не совсем соотносится с текущей ситуацией в недореформированном электроэнергетическом секторе России, в котором пока существует еще множество нерешенных вопросов. А в пресс-службе «Северстали» «Ф.» сказали лишь, что «если новая схема не исключает возможности для снижения затрат на закупку электроэнергии для потребителя, позволит решить проблему перекрестного субсидирования, то, наверное, она может быть поддержана».
Рубрики