«Viberi» Древний мир на ладони
«Viberi» Древний мир на ладониТрадиции коллекционирования в России были практически утрачены за годы советской власти. Образ негодяя-собирателя, вступающего в преступное противоборство с коммунистическим будущим, воспет кинематографом СССР. Теперь, когда 70 лет эпохи «красного» искусства миновали, состоятельные россияне вернулись к благородному увлечению – созданию собственных коллекций.
Однако в своем антикварном сознании Россия безнадежно отстала от Европы: часть направлений остаются неразвитыми, интерес к ним в силу разных причин еще не проснулся. Буквально несколько лет назад одним из них было искусство Древнего мира: Греции и Рима, Востока, Юго-Восточной Азии, доколумбовой Америки. Казалось, что позволить себе приобретение предметов, дошедших до нас из глубины веков, могут только музеи да крупнейшие и богатейшие коллекционеры из Европы. И это несмотря на то, что в России до революции были великолепные академические коллекции древностей – известного египтолога Владимира Голенищева, археолога Алексея Уварова и других: именно на их основе созданы музейные собрания архаики в России.
Но 10 лет назад наметились первые улучшения – в Россию архаику привез художник Кирилл Данелия. Его Fusion Culture Gallery открыта и сегодня, в ней представлены предметы из Древнего Египта и Китая, Гандхары (эллинская культура), Тибета и Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа). По признанию самого коллекционера, ему более всего импонирует Гандхара, а именно сочетающееся в ее культуре влияние Греции и Азии, их тонкое смешение. Однако, несмотря на довольно широкую известность галереи в антикварных кругах, рынок купли-продажи древностей в России все еще остается слаборазвитым и основной своей частью опирается на «черный» и «серый» сегмент торговли стариной. «Думаю, игрокам рынка из легального сектора, а их становится все больше, в ближайшие пять лет удастся переломить эту печальную тенденцию, – считает один из московских коллекционеров. – В конце концов в России и русскими иконами сначала торговали из-под полы, а потом пришло время выходить на «белый» рынок».
Для жизни и полноценного развития антикварному рынку в целом необходимы вновь появляющиеся и развивающиеся направления. Сегодня одним из самых перспективных является как раз Древний мир. Причин тому несколько. Во-первых, русское искусство, столь востребованное в последние годы, в своем ценовом диапазоне перешло границы разумного: стоимость редких и по-настоящему ценных вещей делает их недоступными подавляющему большинству коллекционеров. Архаика, даже очень качественная, сегодня дешевле в разы, а значит, и потенциал роста у нее значительно выше. Правда, нельзя забывать об особенностях российского ценообразования на предметы древней истории. «Они связаны с тем, что пока вещей на цивилизованном рынке немного, – объясняет директор галереи «Архайос» Юрий Макаренко. – Ведь в России, находящейся, с точки зрения географии, на задворках цивилизованного мира, античных вещей высокого уровня довольно мало. Поэтому при желании мы можем нейтрализовать дилеров от «черной» археологии более высокохудожественными и относительно недорогими предметами с безупречным провенансом из зарубежных коллекций».
Кроме того, не развит пока обмен ценностями между Россией и Западом – ввезти предмет можно, а вывезти уже нельзя. При этом цена на него здесь будет расти медленнее, чем в Европе, как раз из-за неразвитости рынка, а инвестору это невыгодно». Таким образом, цены на подобные предметы в России изначально выше, чем на Западе, в то время как ежегодный прирост пока низок – не более 5%.
Российские коллекционеры, по наблюдениям экспертов в области античного искусства, пока не совсем готовы к тому, чтобы воспринимать архаику как полноценную область инвестиций. «Сегодня все еще слишком увлечены русским искусством, которое национальному сознанию много ближе, – считает дилер Михаил Мальцев. – Но это не может длиться вечно: цены растут, традиционный качественный антиквариат заканчивается, нужно переключаться на что-то другое, более доступное, не менее привлекательное с инвестиционной точки зрения и, разумеется, столь же интересное. Античность, древность – это начало всего, база мирового искусства».
Ведущие аукционные дома Запада торгуют архаикой давно, и рынок там стабилен – регулярно проводят торги, например Sotheby’s и Christie’s. И по их результатам можно в целом судить о том, как будет развиваться направление в России. Хотя бы потому, что мы полностью зависимы сегодня от этих аукционов, от того, что может предложить России Запад. «Европейский рынок архаикой перенасыщен, – говорит Юрий Макаренко. – И специалисты там очень заинтересованы в том, чтобы у нас этот сегмент рынка рос и развивался. Галереи и дилеры идут на любые уступки и готовы к плодотворному сотрудничеству. Поэтому, я уверен, в обозримом будущем мы не рискуем оказаться в ситуации, когда спрос будет превышать предложение, когда мы не сможем предложить коллекционеру и инвестору чего-то достойного». В декабре 2006 года в России состоялся фактически первый аукцион «Искусство Древнего мира», проведенный галереями «Архайос» и «Кабинетъ» – он стал довольно успешным, более 30% лотов были проданы, некоторые даже превысили эстимейт, который, по признанию организаторов, и без того был очень высок. Сейчас, спустя полтора месяца, покупатели все еще интересуются оставшимися лотами, приезжают и приобретают приглянувшиеся предметы. Эксперты отмечают, что интерес к направлению растет интенсивно – буквально за год аудитория заметно увеличилась, образовался круг постоянных покупателей.
Традиционно общемировой интерес вызывают греческие и римские изделия из мрамора: статуи, надгробные плиты. Они наиболее дороги. Очень привлекательны ювелирные изделия – парадная посуда из золота и серебра. Всегда очень востребована качественная аттическая, крито-коринфская керамика. Италийская же посуда менее интересна для коллекционеров, несмотря на внешнюю привлекательность и даже некоторую вычурность. Правда, на последних декабрьских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке цены на нее по сравнению с весной 2006 года выросли в два раза, но тенденция все же сохраняется – привлекательнее изделия аттические.
Древнеегипетская цивилизация оставила коллекционерам очень ценные каменные изделия: из мрамора, базальта, известняка. В силу специфики культуры интересно также дерево (саркофаги, их фрагменты), фаянс. Большие надежды возлагают эксперты на предметы из Латинской Америки – в ее наследии привлекательны в первую очередь керамические предметы.
Рубрики