Рубрики
Статьи

«Viberi» Ответы экономики с Анной Ким

«Viberi» Ответы экономики с Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики с Анной КимНичего подобного правительства не предпринимали со времен Великой депрессии. Шесть центральных банков, включая ФРС, ЕЦБ и Банк Англии, одновременно срезают ставки на 50 базисных пунктов, подчеркивая, что действия их скоординированы. Вообще, глядя на ситуацию отстраненно, можно даже оценить ее трагикомизм. Пять лет назад тогдашний глава ФРС Алан Гринспен понизил ставку до 1%, чтобы бороться с разрушительными последствиями лопнувшего пузыря доткомов. Но легкие деньги спровоцировали надувание другого пузыря, на этот раз на рынке ипотечных бумаг. И вот теперь, после очередного хлопка, куда более оглушительного, Бену Бернанке приходится опять снижать ставку. Пока до 1,5%.
Скорость развития событий и принятия ответных решений – еще одна особенность нынешнего кризиса. Подозреваю, что всего пару месяцев назад Генри Полсону его теперь уже знаменитый план выкупа проблемных активов на $700 млрд не мог присниться в страшном сне. Спустя всего несколько дней эта сумма уже не производит оглушительного впечатления. ФРС объявил о готовности расширить кредитную поддержку до $900 млрд, покупать в неограниченном количестве коммерческие бумаги частных компаний (а объем этого рынка около $1,3 трлн). Более того, американский Минфин уже почти созрел для прямых вливаний в капиталы банков путем покупки их акций. Таким образом, он может последовать примеру финансовых властей Европы, для которых национализация крупнейших институтов, похоже, превращается в рутинное занятие.
Регуляторы проявили настоящие чудеса изобретательности, и, возможно, недалек тот день, когда они смогут с чистой совестью объявить: «Мы испробовали все». Но пока совершенно не похоже, что принятые меры приносят результаты. Индекс Dow Jones провалился ниже 9 тыс. пунктов. По иронии судьбы это произошло ровно год и один день спустя достижения им исторического максимума на отметке 14164 пункта. Ставка Libor по трехмесячным кредитам в долларах поднялась до 4,75%, и это после взаимно согласованного смягчения кредитно-денежной политики центробанками. Очевидно, проблема не в ставках, а в доверии. Пока его нет, можно вливать ликвидность сотнями миллиардов долларов (что и делают регуляторы), но восстановить кредитную активность на сколько-нибудь приемлемом уровне не получится.
Реакция на происходящее российских властей оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, они, очевидно, понимают опасность расползания кризиса. Пакет стабилизационных мер не заставил себя долго ждать и оказался весомым (950 млрд рублей только субординированных кредитов – это много, учитывая относительно небольшой размер экономики России и ее финансового сектора). Вопрос только в том, насколько эффективными они окажутся. С другой стороны, мы видим демонстрацию изрядной самоуверенности. Назидательные речи о неэффективности однополярной экономической модели – бесплатное удовольствие, а вот готовность помочь Исландии с ее рухнувшей банковской системой – уже нет.