Рубрики
Статьи

«Viberi» Insure наши «страхи»

«Viberi» Insure наши «страхи»
«Viberi» Insure наши «страхи»Из событий только этого года: итальянская страховая группа Generali получила разрешение ФАС на приобретение компании, владеющей 9,6% акций «Макса». Финская Sampo покупает 100?процентный пакет в питерском «Регионе». Турецкая Fiba Group получила лицензию для российской «дочки» «Кредит Европа Лайф». Французская Mondial Assistance открыла офис в Москве.
Речь идет уже не о глобальных финансовых холдингах – они и так участвуют в капиталах крупнейших отечественных страховщиков: 36,7% «Ресо-гарантии» принадлежит французской AXA, 96,8% «Росно» – немецкому Allianz, свыше 65% «Насты» – швейцарскому Zurich. А чешско-итальянская PPF Investments ведет битву со структурами Олега Дерипаски за право владения 38,5% акций «Ингосстраха». Доля иностранцев в совокупном уставном капитале страховщиков увеличилась за прошлый год в два раза и достигла 9% при квоте в 25%. Цифры, впрочем, отражают не полную картину: зачастую международные группы владеют своими страховыми активами в России не напрямую, а через небольшие местные фирмы. По оценкам руководителя департамента стратегиче­ского маркетинга «Росгосстраха» Алексея Зубца, в прошлом году на российском рынке работало 78 операторов с участием иностранного капитала.
У нашествия с Запада есть плюсы. «За нами стоят компании с большим капиталом», – говорит Михаэль Хергезелль, гендиректор «Альянса», 100-процентной «дочки» Allianz. Но придут ли материнские структуры на помощь в сложной ситуации? Агенты рассказывают такую историю. До 1998 года большинство страховщиков использовали в качестве валюты­ по немногим в те времена договорам классического страхования жизни доллар. А «дочки» американской AIG во всем мире – от Индии до России – заключали договоры в местной валюте. Компания отказалась от спекулятивных заработков, чтобы снизить собственные валютные риски. В результате после августовского кризиса, когда отечественные страховщики разрывали договоры или вовсе отказывались платить, у AIG особых проблем не возникало. В компании уверяют: головной офис даже перевел крупную сумму в российское подразделение для индексации накоплений. Агенты, правда, не помнят, чтобы клиенты получали индексированные выплаты.
«Иностранцы более законопослушны, – рассуждает начальник аналитического центра аудиторской компании «Мариллион» Яна Мирошниченко. – Репутационные риски, которые для большинства отечественных компаний не существуют как таковые, для западных критичны». Например, многие российские страховщики испытывают проблемы с покрытием резервов надежными активами, но продолжают работать как ни в чем не бывало. Западным проще «закачать» реальные деньги, чтобы избежать малейших подозрений относительно своего финансового здоровья.
Другое преимущество международных холдингов – технологии и сервис. «Операционные процессы у западных «дочек» продуманы и отработаны до мельчайших деталей», – свидетельствует Яна Мирошниченко. «Иностранцы знают, сколько людей должно сидеть в call-центре, как выглядит максимально удобная для клиента форма полиса, – отмечает технический менеджер «АИГ Лайф» Владимир Новиков. – А у российских страховщиков многие решения принимаются на “уровне коленки”».
С приходом зарубежных акционеров бизнес приходится перестраивать. Взять, к примеру, «Насту». В ходе предпродажной подготовки компания наращивала обороты по не самым прибыльным, но розничным, а потому популярным у иностранцев видам бизнеса. По итогам 2006 года доля каско в портфеле страховщика составляла 59%, ОСАГО – 25%. Агенты «Насты» блуждали по рынку в поисках лучших работодателей. После того как в феврале прошлого года компанию приобрел финансовый холдинг Zurich, она поменяла название на «Цюрих. Ритейл», обзавелась мощными информационными системами, позволяющими контролировать бизнес, в том числе в регионах, занялась маркетинговыми исследованиями и адаптацией западных продуктов к российским реалиям. Страховщику заметно облегчили жизнь разработки Zurich, в частности при оптимизации затрат на создание подразделений. «Как бы хорошо ни работали отечественные страховщики, их расходы на обслуживание очень велики», – делится наблюдениями заместитель гендиректора «Цюрих.Ритейла» Сергей Ефремов.
Разница видна порой в мелочах. Весной Озерковская набережная в Москве наводняется людьми в деловых костюмах с сигаретами в зубах. Это сотрудники «Росно», которым акционеры-немцы запрещают курить у головного офиса. Дабы не смущали клиентов. Впрочем, перед офисом пока еще российского «Ингосстраха» тоже нельзя «дымить» – по распоряжению гендиректора компании Александра Григорьева, ведущего здоровый образ жизни.
«Я уверен, что первая пятерка российских страховщиков ни в чем не уступает западным», – говорит начальник отдела по связям с общественностью «Ингосстраха» Владимир Клейменов. Действительно, кардинальные отличия между отечественными и зарубежными компаниями становятся заметны на примере небольших операторов. Проблемы с покрытием резервов, слабо диверсифицированное корпоративное страхование, убыточный розничный бизнес – все это снижает финансовую устойчивость.
С другой стороны, иностранное происхождение страховщика – отнюдь не гарантия его надежности и качества обслуживания. Ведь западные компании работают на специфическом отечественном рынке и с отечественным персоналом. Практика показывает, что адаптируются иностранцы к российскому стилю ведения бизнеса очень быстро. Например, у той же AIG в 1999 году – неслыханное дело – отозвали лицензию за реализацию финансовых продуктов, не предусмотренных разрешительным документом. Конечно, благодаря стараниям материнской структуры уже через месяц была получена новая лицензия для работы в России. Но факт остается фактом.
«Я уверен, что для клиента нет особой разницы, где страховаться, в российской или западной компании, лишь бы они удовлетворяли его потребности», – подытоживает гендиректор «Эрго-Руси» Александр Май.
Александр Май:- Для клиента нет особой разницы, где страховаться, в?российской компании или западной, лишь бы они удовлетворяли его потребности.
Сергей Ефремов:- Как бы хорошо ни работали отечественные страховщики, их расходы на обслуживание очень велики.
Михаэль Хергезелль:- За нами стоят компании с большим капиталом.
Владимир Новиков:- У российских страховщиков многие решения принимаются “на уровне коленки”.