Рубрики
Статьи

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким

«Viberi» Ответы экономики c Анной Ким
«Viberi» Ответы экономики c Анной КимСПОРУ НЕТ, В ЭКОНОМИКЕ КИТАЙЦЫ ДОБИЛИСЬ МНОГОГО. НО $1 ТРЛН КАПИТАЛИЗАЦИИ PETROCHINA НЕ СТОИТ ЗАНОСИТЬ В СПИСОК ВЕЛИКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Акции крупнейшей китайской нефтегазовой компании PetroChina в ходе первого же дня торгов на Шанхайской бирже подскочили в цене почти в три раза, в результате чего ее капитализация превысила $1 трлн. Это в два с лишним раза больше, чем аналогичный показатель американский Exxon Mobil и сопоставимо с суммарной капитализацией всего российского рынка акций (примерно $1,1 трлн).
Можно долго перечислять причины столь эффектного дебюта. Тут и рекордные цены на нефть, и пресловутые темпы роста китайского ВВП (11,5% в третьем квартале), и ненасытность, с которой экономика страны поглощает углеводородное сырье. Но главная причина, как ни крути, кроется в зарегулированности финансового рынка страны. Страсть китайцев к азартным играм общеизвестна. C недавних пор Шанхай тоже стал раем для игроков, но не обычных, а биржевых. Причем в роли последних все чаще выступают домохозяйки, мелкие клерки и студенты.
Акции Petrochina торгуются на трех площадках: в 2000 году компания провела IPO в Нью-Йорке и Гонконге. В Шанхае она разместила 4 млрд акций. Но это чуть больше 2% всего ее акционерного капитала, а 86% остается в руках государственной CNPC. Китайские инвесторы изолированы от зарубежных площадок, в том числе в Гонконге, а доступ иностранцев на внутренний фондовый рынок, в свою очередь, ограничен. В довершение всего в Китае низкие ставки по банковским вкладам, в комбинации с довольно высокой инфляцией (более 5% в год) они дают отрицательную доходность. Стоит ли удивляться, что ажиотаж вокруг PetroChina в Шанхае был безумным: спрос превысил предложение почти в 50 раз. Между тем на торгах в Гонконге в день шанхайского дебюта котировки PetroChina даже упали на 8%: китайское правительство накануне объявило, что пока не готово выпускать материковых инвесторов «на волю». Если считать по стоимости PetroChina в Гонконге, капитализация «триллионной» компании была около $400 млрд.
По всем объективным параметрам PetroChina не стоит денег, заплаченных за нее китайскими инвесторами. У нее меньше нефтегазовые запасы, чем у Exxon (20 млрд баррелей против 22 млрд), а отрыв американцев в прибыли практически двукратный: $19,5 млрд за первое полугодие против «китайских» $11 млрд. Соотношение price/earnings (рыночная стоимость акции к прибыли эмитента на акцию) у PetroChina в Гонконге достигает 22 (что по мировым стандартам очень много), а в Шанхае в день дебюта оно зашкаливало за 50. Спекулятивная раздутость капитализации «самой дорогой компании мира» стала очевидной на следующий же день, когда ее акции в Шанхае потеряли почти 17%: многие игроки зафиксировали прибыль. Так что руководству «Газпрома», полтора года назад пообещавшего довести рыночную стоимость «национального достояния» до $1 трлн за 10–15 лет, не стоит унывать по поводу того, что «китайцы переплюнули». Поднебесную такие игры не доведут до добра, и в данном случае гонка за лидером явно неуместна.
ДАГосдолг США зашкалил за $9 трлн
НЕТИнфляция съедает сбережения