Рубрики
Статьи

Операция на сердце

Операция на сердце
Операция на сердцеДействия налоговых органов, Генпрокуратуры, Минюста и службы судебных приставов по уничтожению «Юкоса» давно не вызывают удивления. Все уже смирились с тем, что с рынка исчезнет одна из главных «голубых фишек». А постоянные изменения в планах реформы электроэнергетики способны отпугнуть даже наиболее оптимистично настроенных инвесторов (см. стр. 10).
Это на деле. На словах же премьер-министр Михаил Фрадков называет финансовые рынки не иначе как «сердцем рыночной экономики», которое определяет «движение инвестиций, рост промышленного производства и обеспечивает рост национального богатства». Вот только барахлит что-то в последнее время «мотор» — уж слишком велика нагрузка на него со стороны представителей правительства.
Рецепт. Больному сердцу срочно требуется лечение. Для того чтобы оно было эффективным, сначала нужно правильно поставить диагноз. Однако на последнем заседании правительства Олег Вьюгин, выступавший с объемным докладом, лишь вскользь упомянул проблему доверия между бизнесом и властью.
Упор же он сделал на смещении торговли российскими активами в сторону зарубежных фондовых бирж, прежде всего Нью-Йоркской и Лондонской, в результате чего внутренний финансовый рынок «оголяется», и у российских инвесторов остается все меньше ликвидных инструментов.
Мегазадачи. Для решения этой проблемы Олег Вьюгин предложил большой список мероприятий. Одно из важнейших, по его мнению, — создание центрального депозитария, который получит уникальное право открывать счета номинального держания в реестрах акционерных обществ и будет осуществлять клиринг по сделкам, совершаемым на всех биржах. Это, по мнению Олега Вьюгина, повысит надежность учета прав собственности на ценные бумаги, а также позволит удешевить и упростить расчеты участников торгов. Именно через центральный депозитарий будут выходить на российский рынок нерезиденты.
Следующая задача — создание единого регулятора финансовых рынков. Олег Вьюгин обещает в скором времени представить в правительство концепцию закона об этом органе, который, в отличие от ФСФР, станет коллегиальным — все ключевые решения будут приниматься совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом предполагается предусмотреть и механизм согласования интересов с участниками рынка. А пока ФСФР собирается подписать трехстороннее соглашение о координации нормативно-правовой деятельности с Центробанком и Минфином.
Еще один договор регулятор намерен заключить с МВД — по осуществлению правоприменительной деятельности на рынке ценных бумаг. В перспективе же Олег Вьюгин хочет добиться для своей службы права на проведение административных расследований. Возможно, за счет этого наконец-то удастся разоблачить хотя бы один случай манипулирования ценами. Несмотря на то что нормативная база для борьбы с подобными преступлениями есть, профессиональный уровень подготовки следователей по теме ценных бумаг не позволяет надеяться на какие-либо разоблачения. В планах ФСФР на следующий год значится создание закона «Об инсайдерской информации». Правда, надежд на ускоренное решение проблемы использования инсайда мало — разработанный депутатами текст законопроекта уже четвертый год лежит в Госдуме.
Новые инструменты. ФСФР считает, что преодолеть дефицит ликвидных активов на фондовом рынке поможет развитие деривативов. Поэтому регулятор собирается разработать свой вариант законопроекта «О производных финансовых инструментах», депутатский вариант которого также пылится в парламенте. Эта задача тем более актуальна, если учесть, что, по словам Олега Вьюгина, возникает угроза плавного перетока деривативов на иностранные торговые площадки — Лондонская фондовая биржа уже создает проект срочного рынка специально для России.
Регулятор собирается инициировать изменения в законодательство, которые позволят ограничить неспонсируемые программы депозитарных расписок на акции российских компаний, способствующие выводу free float с российского фондового рынка за границу. Одновременно с этим Олег Вьюгин готовит «ответ Чемберлену» — законопроект о российских депозитарных расписках на акции иностранных компаний. В ФСФР уже есть черновой вариант этого документа, а доработанная версия может быть внесена в правительство в феврале 2005 года. По словам чиновника, интерес к подобному механизму проявляют некоторые эмитенты из стран СНГ, а также не очень крупные американские и европейские компании.
По оценке Олега Вьюгина, на разрешение всего комплекса поставленных задач потребуется около двух лет. Стратегию развития финансовых рынков ФСФР должна представить на рассмотрение правительства уже в первом квартале 2005 года.