Рубрики
Статьи

Выбери!by On-Line Главная

Выбери!by On-Line Главная
Выбери!by On-Line Главная07.10.2008«Базэл» расстается с активами из-за кризисаКризис ликвидности отразился на бизнесе Олега Дерипаски (№1 в рейтинге миллиардеров «Выбери!by»). Принадлежащий ему «Базэл» может лишиться части своих активов. Входящая в холдинг компания «Русские машины» уже вышла из капитала канадского производителя автокомпонентов Magna, 20% которого приобрела год назад за $1,54 млрд. Что на очереди? Для покупки акций Magna «Баээл» использовал схему залога ценных бумаг под синдицированный кредит, организованный BNP Paribas. Этот пакет вместе с акциями других акционеров – основателя Magna Фрэнка Стронака и менеджеров компании, — был передан в специально созданную управляющую компанию M Unicar. Обычно в подобных сделках закладывается цена снижения акций от первоначальной не более чем на 40%. За этим порогом наступает условие margin call – требуется либо дополнить обеспечение по обесценившемуся залогу, либо компенсировать разницу деньгами, либо вернуть кредит. В ином случае кредитор получает право распоряжаться бумагами по своему усмотрению. Гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова утверждает, что у холдинга нет проблем с ликвидностью. Тем не менее, компания решила не держаться дальше за акции автопроизводителя, цена которого на фондовой бирже в Торонто TSX снизилась с момента сделки почти наполовину до $45,9 на 6 октября. «Русские машины» предпочли отдать заложенные бумаги BNP Paribas и не возвращать кредит. Теперь группа ГАЗ продолжит партнерство с Magna в производстве автокомпонентов, но вряд ли в планировавшемся формате совместного предприятия.Банк «Союз», также входящий в «Базэл», объявил о приостановке выдачи кредитов.Финансирование девелоперских компаний «обсуждаются индивидуально» — логичный шаг с учетом проблем строительного сектора. Интереснее, что розничное направление перешло «в режим погашения» — до тех пор, пока не стабилизируется ситуация на финансовых рынках. Впрочем, здесь «Союз» не одинок. О заморозке некоторых программ заявили Райффайзенбанк, ВТБ24, ХКФБ. Правда, финансовые структуры, входящие в империи других миллиардеров (Альфа-банк, Росбанк) хоть и повышают ставки по кредитам, но совсем от них не отказываются.Наконец, Гульжан Молдажанова заявила: «Базэл» анализирует свои инвестпрограммы с целью отбора тех, под которые реально получить заемное финансирование на приемлемых условиях. Наиболее уязвимы, по мнению аналитика ИГ «Капиталъ» Ивана Завадского, «дочки» из финансового сектора и девелопмента. Проблемными он называет «Ингосстрах», «Элемент Лизинг», «БЭЛ Девелопмент». Правда, холдинг не намерен отменять запланированное на конец года IPO в Гонконге производителя ферромолибденаSMR. Иван Завадский отмечает устойчивое положение активов «Базэла» из строительного («Главстрой», «Базэлцемент», «Трансстрой») и авиационного секторов («Авикор — авиационный завод»), поскольку в их развитии заинтересовано непосредственно государство. А проекты аэропортов в Краснодарском крае важны для проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. «Трансстрой» участвует в программе модернизации транспортной системы России.Однако за последнее время «Базэл» и лично Олег Дерипаска приобрели не столь важные, но дорогостоящие активов. В том числе 5% GeneralMotorsпримерно за $900 млн — частная инвестиция предпринимателя. А также 25% австрийской Strabag и 10% немецкой Hochtiefоценочно за 1,7-1,8 млрд евро — для помощи «Трансстрою» в освоении строительного рынка в России с возможностью последующего выхода в Европу. Может ли с ними произойти нечто похожее на историю с пакетом Magna? Представители компании заявляют: «Базэл» не намерен отказываться от участия в этих проектах. Но доли в General Motors, Strabag и Hochtief наверняка приобретались на кредиты с последующим залогом. «Почти все активы, начиная с 2006 года, покупались на заемные средства. Кредиты обеспечены акциями этих же активов, — отмечает аналитик «Атон Лайн» Ольга Митрофанова. – Может так случиться, что Олег Дерипаска будет вынужден выйти из ряда активов».Нельзя исключать: в экстренном случае на помощь может придти Внешэкономбанк. На прошлой неделе он был «назначен» спасителем бизнеса. Центробанк разместит на депозитах ВЭБа $50 млрд. Деньги пойдут на поддержку российских компаний, не способных из-за кризиса рефинансировать свои импортные долги. Ольга Митрофанова предполагает, что на этот канал перекредитования могут рассчитывать как раз крупнейшие холдинги, в отличие от небольших игроков.В том числе на кредитные ресурсы была проведена сделка по приобретению блокпакета «Норильского никеля» у Михаила Прохорова за 14% акций UC Rusal плюс наличные (точная сумма не раскрывалась). Известно, что в то же время «Базэл» привлек $4,5 млрд от консорциума банков, заложив акции «Норникеля» (на данный момент – уже весь блокпакет). Со времени той сделки акции ГМК упали на к концу прошлой недели на 60%. А 6 октября бумаги «просели» на РТС на 37,7%.Причиной столь резкого снижения аналитики называют как раз возникновение margin call. Правда, необязательно для «Базэла» — бумаги могут терять и институциональные фонды.Но если проблемы с заложенным блокпакетом «Норникеля» возникнут у Олега Дерипаски — сможет (и захочет ли) он найти деньги и выйти из ситуации? Эксперты сомневаются. Миллиардер №1 и без того один из самых перекредитованных российских предпринимателей – консолидированный долг подконтрольных ему компаний оценивается минимум в$15 млрд. «Базэлу» проще ничего не предпринимать, дождавшись развития событий, как с Magna. На фоне негативной динамики цен на металлы не исключено продолжение падения акций «Норникеля». При этом Олег Дерипаска за полгода так и не приблизился к желаемой цели – приобретению контроля в ГМК. С учетом внешнего негативного фона актив становится все менее удобным.Ольга Митрофанова рассуждает: консорциум западных банков вряд ли станет придерживать блокпакет «Норникеля» до лучших времен. Скорее всего, он предпочтет сразу продать его. Но у кого есть $3,3 млрд (исходя из котировок ГМК на 6 октября)? По мнению аналитика «Атон Лайн», ответ очевиден: у государства. Чиновники давно не скрывают желания войти в капитал «Норникеля». Так почему бы не воспользоваться удобным моментом.