Рубрики
Статьи

Выбери!by On-Line Главная

Выбери!by On-Line Главная
Выбери!by On-Line ГлавнаяМихаил Вышегородцев: «Если нет денег, нечего идти в бизнес»Наталья Шакланова, заместитель главного редактора «Выбери!by»Московские власти разрабатывают новую программу финансирования малого бизнеса. Ccуды до 1 млн рублей будут выдавать небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО).Московские власти разрабатывают новую программу финансирования малого бизнеса. Ccуды до 1 млн рублей будут выдавать небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО). Правда, в России лицензию ЦБ на этот вид бизнеса получила пока только одна организация – Женская микрофинансовая сеть, однако столичных чиновников этот факт нимало не смущает. Министр правительства Москвы, руководитель департамента развития и поддержки малого предпринимательства Михаил Вышегородцев рассказал подробности новой программы и объяснил, почему малый бизнес не спешит воспользоваться помощью, которую предлагают городские власти.
Михаил Михайлович, в чем суть новой программы?– Мы планируем развивать в Москве систему микрофинансирования малого бизнеса. Небольшие ссуды – до 1 млн рублей в скоринговом режиме будут выдавать небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО). В четвертом квартале этого года концепция программы будет вынесена на обсуждение городского правительства. Если потребуется, выйдем с законодательными инициативами. Мы надеемся, что предлагаемая система составит конкуренцию ломбардам, ростовщическим конторам, а также «черному» рынку кредитов, когда деньги берутся у частных лиц, родственников и знакомых. Правда, пока лицензию НДКО получила только одна организация, но мы рассчитываем сделать Москву флагманом российского микрофинансирования
Где НДКО будут брать деньги и по каким ставкам выдавать кредиты?– Это могут быть займы коммерческих банков, средства недавно созданного государственного Банка развития, ресурсы западных компаний – предложения уже есть. О конкретных ставках пока рано говорить. Мы не намерены вмешиваться в процесс общения малого бизнеса с кредиторами – точно так же, как сегодня столичные власти не вмешиваются в работу Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы и его банков-партнеров. Мы полностью устранили чиновников из процесса принятия решения о выдаче займов.
Какова роль города в новой программе?– НДКО будут использовать городскую инфраструктуру, которая создавалась более 20 лет. У нас есть муниципальные фонды, которые в свое время – до выхода Бюджетного кодекса РФ, получали из городской казны средства в виде возвратных займов и раздавали их малым бизнесменам. Потом эта схема была запрещена, но фонды продолжили работать в виде некоммерческих организаций. На их базе и можно создавать НДКО.
Иными словами, ни денег, ни гарантий, ни дотирования ставок в рамках новой программы от города не будет?– В рамках Комплексной программы поддержки развития малого бизнеса в 2007–2009 годах предполагается выделить 36,7 млрд рублей, в том числе из городского бюджета – 6,3 млрд рублей. Однако мы постепенно отказываемся от прямого финансирования, или, по крайне мере, пытаемся сократить выдачу субвенций до минимума. Ведь всегда найдутся недовольные, которые будут уверять: бюджетные деньги достаются только «своим» – тем, кто находится рядом с властью. В первую очередь мы пытаемся создать равные условия доступности малого бизнеса и к финансовым ресурсам, и к имущественной поддержке, когда предоставляются участки под строительство объектов, льготы по аренде нежилых помещений, земельных участков, размещению рекламы.
Как вы работаете с банками по программам малого бизнеса?– Существует две основные программы – выдача гарантий и поручительств от Фонда содействия кредитованию малого бизнеса и субсидирование процентных ставок – до 75% от их размера. Если у малого бизнесмена нет залога, и по этой причине банк отказывается выдавать кредит, то предприниматели могут воспользоваться помощью Фонда. Его активы на конец прошлого года составили 700 млн рублей, ими управляет УК «Атон-менеджмент». Обеспечение выдается на сумму до 50% от размера обязательств заемщика, но не более, чем на 30 млн рублей. С Фондом сотрудничают 16 банков, в общей сложности в виде гарантий и поручительств было выделено свыше 1,5 млрд рублей.
Чиновники говорят, что они все делают ради малого бизнеса, а его представители уверяют, что поддержка есть только на словах…– Дисбаланс возникает от отсутствия информированности или желания получить эту информацию. Для меня это удивительно. На компенсацию ставок выделено 11,2 млн рублей, но сегодня не выбрано и 50% средств. Думаю, это происходит только потому, что не все знают о предоставляемой возможности. Банкиры уверяют, что им самим информировать заемщиков сложно, это растягивает процесс получения ссуды. Кредитным организациям проще умолчать и выдать заем по обычной ставке, чем ждать, пока придут компенсационные средства. Хотя на это уходит не так много времени – максимум неделя.
Может быть, критерии получения субсидий очень жесткие?– Так пусть хоть кто-нибудь пожалуется – это можно сделать через сайт нашего департамента, откуда все рекламации и предложения попадают мне на стол. Но ведь никто не жалуется! Может, не все предприниматели хотят раскрывать тайны своего бизнеса, ведь если мы начинаем работать с ними, то изучаем баланс компании, она включается в реестр субъектов малого предпринимательства.
Какую помощь город оказывает начинающим предприятиям?– Они могут получить в виде субвенций до 200 тыс. рублей, но должны вложить столько же собственных средств – во всяком случае, не меньше.
Но не у всех начинающих бизнесменов есть деньги…– А если у тебя нет денег, нечего идти в бизнес.
Как город защищает предприятия от рейдерских атак?– Это прерогатива Комитета по экономической безопасности, наш же департамент не так давно запустил новый проект правовой защиты малого бизнеса от разного рода проверяющих организаций, которые строят свою работу не совсем так, как им предписано инструкциями. В этих ситуациях достаточно позвонить по телефону Московского агентства развития предпринимательства, и в течение 30–40 минут в компанию приедет профессиональный юрист и расскажет, как следует себя вести в данных ситуациях – иногда этого бывает достаточно.
А кто эти проверяющие?– Как показывает практика, большинство проблем возникает с правоохранительными органами, Госпожнадзором и Санэпиднадзором. Эти ведомства не подчиняются правилам проверок, которые определили московские власти.
Сколько приносит городу малый бизнес?– Точных расчетов никто не дает, но по нашим данным от малого бизнеса поступает около 30% доходов городского бюджета (запланированные доходы Москвы на 2007 год – 740,6 млрд рублей). Если учесть, что бюджет на следующий год перевалит за триллион рублей, это впечатляет. В городе зарегистрировано 217 тыс. малых предприятий и около 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Как идет реализация программы по выделению малому бизнесу нежилых помещений?– Программа рассчитана на 2004–2008 годы, завершен пока только ее первый этап. Мы немного не добираем объектов городского уровня, чья площадь превышает 1000 кв. м – это многофункциональные бизнес-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, но перевыполняем программу строительства центров районного уровня. В основном это небольшие магазины, кафе. Первый этап мы прошли с опережением запланированных показателей: введено 1,24 млн кв. метров районного значения – на 14% больше, чем предполагалось. Хотя и существует серьезный тормозящий фактор – длительность оформления документов. С момента выбора земельного участка до прихода на него строителей проходит около трех лет. На последнем заседании правительства Москвы я выступил с предложением исключить выдачу повторных согласований с теми структурами, которые уже один раз дали свое разрешение.
А зачем они должны несколько раз выдавать разрешение?– Потому что существуют различные стадии реализации проекта, и на всех приходится обращаться за разрешением в одно и то же ведомство по 3–4 раза. Еще одна проблема – запрет точечной застройки в городе. Надо определить, попадут ли под данный запрет объекты малого бизнеса, чье строительство запланировано, и если да, то необходимо предоставить нам альтернативные участки.
Не будете ли вы просить сделать исключение для малого бизнеса?– Для всех объектов не получится, я уже с мэром на эту тему разговаривал, у него позиция однозначная. Может, удастся добиться послаблений для магазинов шаговой доступности и комбинатов бытового обслуживания, которые создают новые рабочие места и улучшают городскую инфраструктуру.
Справка:Небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО) – финансовый институт, имеющий право выдавать кредиты юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям. НДКО может привлекать средства юридических лиц, но ей запрещено открывать банковские счета. По сравнению с банками и небанковскими кредитными организациями, к НДКО предъявляются менее жесткие требования к капиталу и по соблюдению обязательных нормативов ЦБ.
ФактыМихаил Вышегородцев родился в 1962 году в поселке Алабушево Солнечногорского района Московской области. Окончил Московский государственный авиационный институт им. С.Орджоникидзе и МГИМО. В 1987–1997гг. работал в РК ВЛКСМ Советского района Москвы, являлся председателем БММТ «Спутник», гендиректором ТБК «Спутник», возглавлял ПО «БИНК». Дважды – в 1997 и 2001 годы – избирался депутатом Мосгордумы. С августа 2005 года – министр правительства Москвы.