«Viberi» Околоантичная трагедия
«Viberi» Околоантичная трагедияУ этой социально-психологической драмы вроде бы есть все атрибуты хорошего кино. Во-первых, именитый режиссер — Роберт Бентон, автор культовой ленты «Бонни и Клайд», на счету которого уже числятся «Оскары» — за режиссуру и сценарную адаптацию мелодрамы «Крамер против Крамера» (1980) и за оригинальный сценарий к фильму «Место в сердце» (1985). Во-вторых, блистательные актеры — Николь Кидман и Энтони Хопкинс, которые на этот раз выступают в несколько необычных, но, безусловно, им удающихся амплуа. В-третьих, небанальный сценарий — экранная адаптация романа писателя Филипа Рота (кстати, обладателя Пулитцеровской премии), как и англоязычный вариант самого фильма, носящего название Human Stain — «Человеческий след». Несмотря на то что все ингредиенты вроде бы тщательно подобраны, однозначного шедевра так и не выходит. Во многом виной тому — невыносимо длинный финал, который хоть и приоткрывает нам самое главное в истории героя Энтони Хопкинса, но делает это тогда, когда большинство зрителей уже не в первый раз посматривает на часы и нервно теребит в руках гардеробный номерок. Режиссер так старательно разжевывает идею и гуманитарный пафос фильма, что перст указующий, кажется, дотянется до каждого зрителя. Независимо от того, хочет он этого или нет.
Тем не менее посмотреть «Запятнанную репутацию», разумеется, стоит. Уж на редкость любопытна роскошная Николь Кидман в роли загнанной жизнью в угол уборщицы Фонии. Уж слишком необычен Энтони Хопкинс, играющий возрастную роль профессора колледжа, уволенного по обвинению в неполиткорректности. Уж больно странна их любовь — немыслимое притяжение цепляющихся друг за друга одиночеств.
«Это история запутанной жизни и падения Колемана Силка». Такой аннотацией начинается фильм, этими словами он и заканчивается. Перед автомобилем, в котором сидят двое, словно из-под земли вырастает грузовик, водитель легковушки судорожно сворачивает и… срывается с обрыва. Дальше действие станет разворачиваться вспять.
Режиссер будет смешивать временные пласты, потихоньку приоткрывая прошлое героев. По замыслу Роберта Бентона, фильм должен напоминать трагедию в античном стиле: он настаивает на этом, делая Колемана Силка преподавателем древнегреческой литературы в колледже под названием «Афина». Впрочем, в отличие от античных героев, привыкших полагаться на волю богов, Силк выбирает свою судьбу сам. Рожденный белокожим в семье афроамериканцев, он предпочитает скрыть свое происхождение, отречься от родных и сделать блестящую карьеру, немыслимую для «цветных» жителей Америки 40-х. Он бережно хранит тайну рождения, и — режиссер подчеркивает свою мысль красным маркером — она делает его своим рабом.
Все меняется, когда в жизнь немолодого профессора внезапно врывается поздняя страсть. «Это не моя первая любовь и не самая сильная любовь, но это моя последняя любовь», — говорит помолодевший Колеман своему единственному другу, писателю Натану Цукерману (Гэри Синиз). Энтони Хопкинс бесконечно трогателен в образе робеющего возлюбленного, от блестящих глаз которого расходятся борозды морщин. Он похож на восторженного щенка и никак не может поверить в нежданно свалившееся на него счастье.
Героиня Николь Кидман, Фония, — женщина без прошлого. В ее доме нет вещей, нет старых фотографий, она не любит лишних слов и не собирается тратить время на разговоры по душам. Проваливаться в черные дыры воспоминаний слишком болезненно — ее раны не способны затянуться коростой. Насилие — насилие — смерть — преследующий ее муж-психопат, изуродованный войной в Афганистане… Героиня Николь Кидман устала и сломлена, и актрисе удается передать трагическое противоречие между страстным, исполненным желаний телом и опустошенной, обгоревшей в пламени случайного пожара душой.
Фильм «Запятнанная репутация» — тонкая и хорошо сыгранная психологическая драма, которая, пожалуй, производила бы неизгладимое впечатление, если бы режиссер более гармонично соотнес основную сюжетную линию и флэш-бэки, которыми изобилует фильм, разгрузил финал и подобрал тот единственно верный аккорд, который бы соответствовал заявленному духу античной трагедии. Неудачное композиционное решение смазывает эффект от фильма, и, возможно, именно поэтому «Запятнанная репутация», которая позиционируется в российском прокате как один из основных претендентов на премию «Оскар», в конечном списке не значится ни в одной из номинаций. Что, в общем-то, правильно: спорить с третьей частью «Властелина колец», похоже, дело безнадежное.
Рубрики