Рубрики
Статьи

Офис на диване

Офис на диване
Офис на диванеВоображение рисует заманчивую картину. Вы просыпаетесь в районе двенадцати, не спеша принимаете душ, изобретаете изящный завтрак, приправленный просмотром телевизора или приятными волнами джаза, потом удобно устраиваетесь на диване, включаете ноутбук и принимаетесь за работу… Однако лишь на первый взгляд иметь рабочий кабинет в собственной квартире удобнее, чем в оборудованном офисе.
Сэкономить на аренде. Прежде всего необходимо определиться, кого же следует относить к категории «удаленных» работников. По словам специалистов телекоммуникационной компании Nortel, под это определение попадают сразу несколько категорий сотрудников. Во-первых, это те «домашние» работники — дизайнеры, журналисты, программисты, — для которых компания оборудует офис на дому, обеспечивает и оплачивает высокоскоростной интернет. Во-вторых, «мобильные» служащие: как правило, менеджеры по развитию бизнеса, консультанты, чья работа ориентирована на клиентские отношения. Им постоянно необходимо быть на связи — в отеле ли, аэропорту, в дороге или за обедом. Еще одна категория — сотрудники «удаленных офисов» — географически рассредоточенных предприятий, которые должны постоянно поддерживать связь с центральным офисом или другими филиалами и делать это с минимальными издержками (например, с помощью IP-телефонии).
Согласно исследованию, проведенному аналитической компанией In-Stat/MDR, в 2004 году в США около трети служащих (примерно 44 млн человек) работали удаленно, выполняя хотя бы часть своих обязанностей вне офиса. По прогнозу аналитиков, к 2008 году эта цифра может вырасти до 51 млн человек, при этом около 14 млн из них будут работать только дома.
Однако в России удаленная форма работы до сих пор остается не очень востребованной — во многом из-за существенного недоверия работодателей к служащим, деятельность которых они не смогут полностью проконтролировать, а также из-за сложившегося стереотипа, согласно которому работа на дому в России воспринимается как нечто временное и несерьезное.
Между тем использование «удаленки» позволяет работодателям экономить на содержании офиса. Учитывая, что стоимость годовой аренды офисного помещения в Москве составляет от $300-520 за 1 кв. метр за недвижимость класса В до $580-630 за ту же площадь класса А, этот фактор может оказаться немаловажным. Со своей стороны, «домашнему» сотруднику не придется тратить время и силы на дорогу.
Деловой костюм как тонизирующее средство. Однако, прежде чем соглашаться на предложение поработать на дому, стоит поглубже заглянуть внутрь себя. По мнению психолога-консультанта компании «Анкор» Веры Александровой, если не считать тех, кто вынужден обустраивать «домашний офис» по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам, удаленной работой интересуются соискатели, предпочитающие гибкий график. Обычно они не любят жестких временных рамок и не нуждаются в постоянном пребывании в коллективе. По психологическому типу это скорее интроверты — люди, которым по каким-либо причинам сложно работать в команде. В то же время они готовы в одиночку нести ответственность за результативность своего проекта и умение распоряжаться временем.
Человеку общительному привыкнуть к работе в одиночестве будет непросто. «У нас был один кандидат, — рассказывает консультант по подбору персонала консалтинговой компании «Консорт» Елена Квартальнова, — человек очень корпоративный. Он подписал контракт с иностранным офисом и стал сотрудничать с ним на дому. Однако выяснилось, что он просто не может работать один — это требует очень высокой степени самоорганизации и мотивации. Несмотря на радужные карьерные перспективы, он оказался не готов к службе в единственном числе и теперь снова ищет работу».
Противопоказанием к удаленной работе может стать и традиционная русская лень: облачившись в обломовский халат, гораздо сложнее настроить себя на рабочий лад, чем сидя в деловом костюме за идеальной чистоты столом. Поэтому в качестве тонизирующего средства психологи рекомендуют «домашним» сотрудникам каждое утро надевать рубашку, отутюженные брюки и даже повязывать галстук.
Виртуальный представитель. По словам руководителя отдела маркетинга рекрутинговой компании «Анкор» Елены Клековкиной, заказов на надомных работников практически не поступает. Связано это как с невысоким спросом на подобный вид работ, так и с тем, что в России, как правило, удаленно работают телефонисты, операторы баз данных, IT-специалисты начального уровня с невысокими зарплатами — платить рекрутерам за подбор этих сотрудников готовы далеко не все компании.
Однако наблюдается любопытная тенденция. «В последнее время, — рассказывает Елена Квартальнова, — иностранные компании, которые только начинают выходить на российский рынок и хотят занять новую нишу, обращаются с просьбой подыскать сотрудника на должность генерального представителя фирмы, который мог бы работать на дому, завязывать для компании контакты, раскручивая ее имя в России. Если это ему удастся, под такого сотрудника начинает формироваться небольшой офис». Основная мотивация «удаленного» работника этого типа состоит в том, что при удачном развитии событий он станет первым лицом российского отделения фирмы. Однако для этого он должен сочетать в себе не только способность к индивидуальной работе, но и качества управленца. По словам Елены Квартальновой, таких заявок от иностранных фирм становится все больше.
«Удаленка» для главбуха. Среди финансистов к людям, более склонным к удаленной работе, относят аудиторов, финансовых контролеров — профессионалов, привыкших работать в одиночку. Однако, по наблюдениям консультанта «Анкора» Татьяны Баскиной, на рынке корпоративных финансов и бухгалтерии, где требуется постоянное оперативное участие человека в бизнес-процессах и его полная вовлеченность, удаленная работа востребована очень мало. Такой тип сотрудничества возможен у частных независимых консультантов по финансам, а также у брокеров, на рынке ценных бумаг и т. п. Руководитель отдела «Лизинг персонала» Анна Черных вспомнила только один случай, когда компания перевела нанятого бухгалтера на надомную работу — у последнего были на то личные причины. «К сожалению (или, может, к счастью?), у нас в компании не существует практики удаленной работы, — рассказывает руководитель пресс-службы ИГ «Атон» Алексей Науменко. — Бывает, что отдельные сотрудники работают таким образом, но это лишь разовые случаи, каждый из которых оговаривается в индивидуальном порядке».
По словам экспертов, представители финансовых профессий в основном предпочитают работать в офисе. Исключения составляют главные бухгалтеры, которые периодически рассматривают работу на дому в качестве подработки, составляя баланс для небольших компаний. Некоторые из них впоследствии и вовсе переходят на надомный вариант. «Что касается уровня заработной платы, то здесь все зависит от того, сколько фирм обслуживает один главбух, — рассказывает ведущий консультант направления «Финансы и банки» компании «Экспресс-персонал» Виктория Простова. — В среднем, я думаю, у «удаленных» специалистов зарплата меньше, чем у их офисных коллег». Последнее объясняется тем, что большинство компаний предпочитает платить надомникам лишь небольшую фиксированную зарплату и процент за определенный объем качественно выполненных работ.
Таким образом, высокооплачиваемая и статусная работа на дому при всех ее несомненных преимуществах в России — пока явление довольно редкое. В то же время на Западе желающих сэкономить на рабочем времени и месте год от года становится все больше. Компании оборудуют удаленные офисы для своих сотрудников, современные же технологии позволяют использовать рабочий электронный адрес и подключение к локальной сети в любой точке земного шара, так что местонахождение работника становится и вовсе не важным. По словам представителей кадровых агентств, в России удаленная форма работы пока характерна лишь для местных представителей зарубежных фирм, а также некоторых нефтяных компаний, открывающих мобильные офисы рядом с новыми месторождениями. Однако благодаря развитию информационных технологий ситуация скоро начнет меняться.