Рубрики
Статьи

«Viberi» Обманчивая «зелень» ОСАГО

«Viberi» Обманчивая «зелень» ОСАГО
«Viberi» Обманчивая «зелень» ОСАГОВ разгар лета туристов, планирующих выезжать в Европу или в ближнее зарубежье на собственном авто, ожидает приятная новость. С 15 июля В«зеленая картаВ» подешевеет в среднем на 9%. Об этом В«Ф.В» сообщил исполнительный директор российского бюро В«Зеленая картаВ» Сергей Разуван. Тарифы снижаются уже третий квартал подряд, с начала года международные полисы страхования ответственности подешевели в среднем на 25–30%. Это связано с изменением динамики валютного курса: поскольку выплаты по международным полисам производятся в евро, а премии собираются в рублях, было принято решение ежеквартально корректировать тарифы вВ зависимости от динамики валютного курса. РСА, который выступает в роли национального бюро системы, это делает исправно по методике, согласованной с Минфином.Правда, будут ли тарифы снижаться дальше, эксперты прогнозировать не берутся. В цену страховки заложены не только валютные риски, но и уровень убыточности. И динамика этого показателя далеко не очевидна. Мало того, в первом квартале этого года страховщики отмечают рост числа ДТП и соответственно выплат по евро-ОСАГО. « дальнейшем уровень тарифов будет зависеть от самих российских автомобилистов. В зависимости от количества аварий, совершенных по их вине, и общего уровня убыточности тарифы на российские В«зеленые картыВ» могут быть скорректированы в ту или иную сторонуВ», – говорит глава северо-западной дирекции В«РосноВ» Евгений Дубенский.Цена билета. К вступлению в международный клуб В«Зеленая картаВ» Россия шла долго и мучительно. Вопрос обсуждался несколько лет. В итоге страна присоединилась к системе одной из последних в Восточной Европе, пропустив вперед Украину, Белоруссию и Молдову. Многие годы российские автовладельцы покупали В«зеленую картуВ», которую выпускали зарубежные компании, Green Card была единственным иностранным страховым полисом, который разрешалось продавать на территории России.Вопрос окончательно решился в самый разгар кризиса. С 1 января 2009 года Россия стала 45-й страной – участницей международной системы В«Зеленая картаВ». С этого момента иностранные автовладельцы из государств – участников системы могут въезжать вВ Россию со своими В«зелеными картамиВ», а выезжающие за рубеж россияне должны приобретать полисы у российских страховщиков.Правда, РСА, хлебнув горя с В«автогражданкойВ», не решился допустить на этот рынок всех желающих, аВ выработал достаточно жесткие условия для вхождения. Входной билет оказался не всем по карману. Во-первых, для присоединения к системе необходимо было обзавестись банковской гарантией на 11В млн евро. В итоге российские страховщики приобрели гарантию от Commerzbank, и расходы каждого по ее обеспечению составили 1 млн евро. На обслуживание этой гарантии, по словам Сергея Разувана, каждая компания ежегодно тратит еще по 30 тыс. евро. Кроме того, каждый страховщик внес в фонд текущих обязательств по 500 тыс. евро. В«Бюро платит компенсации убытков из этого фонда, если страховщик своевременно в течениеВ  двухВ  месяцев не погасил выставленные ему требования по ущербу. Но он обязан затем выплатить свой долг перед бюроВ», – уточняет Сергей Разуван. В конце прошлого года минимальная планка для фонда текущих обязательств установилась на уровне 2,5 млн евро. Если совокупный объем фонда опускается ниже, то участники проекта обязаны его восполнить. Впрочем, пока это им не грозит, фонд остается почти нетронутым. В«УВ нас были только небольшие текущие выплатыВ», – поясняет Сергей Разуван.Еще одна серьезная статья расходов – перестрахование. По словам Сергея Разувана, в 2009 году участники В«Зеленой картыВ» вВ совокупности заплатили за перестрахование около 4 млн евро, при этом взнос каждой компании зависел от ее доли на рынке. ВВ этом году сумма по договору – около 2В млн. В«Но иВ этот объем может вырасти – все зависит от величины фактически собранной по итогам года премииВ», – говорит он. В перестраховочный пул вошли семь самых надежных международных компаний, аВ лидером выступила Munich Re.Кто на новенького. Когда российские страховщики готовились к вступлению в систему В«Зеленая картаВ», было много споров. Одни говорили, что кризис – не лучшее время для финансовых экспериментов. Другие предостерегали от этого шага, апеллируя к высокой убыточности. Тогда рентабельность продукта оценивалась в 5%, а годовые сборы на уровне 14–20 млн евро. Да и массовый исход компаний сВ рынка ОСАГО не внушал оптимизма. Ведь если страховщики не в состоянии платить компенсации по российским полисам ОСАГО, где лимиты несоизмеримы с европейскими, то как они могут отвечать по убыткам, рассчитанным по евростандартам?Однако первый год действия системы преподнес сюрпризы. Вопреки прогнозам он оказался на редкость удачным. Компании – участники В«Зеленой картыВ» собрали 41,37 млн евро, а выплатили чуть больше 2 млн. И это в кризисный год. « целом мы оцениваем работу российских страховщиков в системе В«Зеленая картаВ» в 2009 году положительно. Во-первых, несмотря на большое количество организационных сложностей, связанных с входом в новую систему, нам удалось избежать автомобильных заторов на границе. Благодаря быстрой работе страховщиков и их партнеров система сработала без сбоев. Во-вторых, российское бюро работало в международной системе, в которой действуют свои, новые для нас правила. В этих условиях к нашим компаниям не поступало жалоб и замечаний от иностранных контрагентов. Это говорит о том, что уровень урегулирования претензий в наших компаниях достаточно высок и соответствует международным стандартамВ», – оптимистичен заместитель гендиректора ВСК Евгений Уфимцев.За первый год РСА получил уведомления о 1826 ДТП с участием российских автовладельцев, произошедших за пределами России. В 1081 случае виновВ­никами происшествий стали россияне, в 420 авариях вина пока не установлена. В«Больше всего страховых случаев происходит в Белоруссии, Финляндии, Украине. Чуть меньше в Германии и ПольшеВ», – уточняет Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов В«АльфаСтрахованияВ».Примерно 95% всех договоров – короткие, от 15В дней до одного месяца. При этом 87% полисов приходится на легковые автомобили. По данным В«РосгосстрахаВ», можно выделить три клиентские группы. Первая – это туристы, которые выезжают на легковых автомобилях в короткие поездки один-два раза в год. ВтораяВ  – жители приграничных территорий, которые могут по нескольку раз в месяц пересекать границу на собственных авто по делам или чтобы навестить родственников. Третья группа – профессиональные автоперевозчики, автобусные туристические парки. По словам управляющего продуктом В«Зеленая картаВ» компании В«Ресо-гарантияВ» Артема Панаса, последняя группа больше всего пострадала от кризиса. Из-за нестабильности на рынке таким компаниям трудно прогнозировать бизнес, сейчас они предпочитают покупать короткие карты на месяц или на три. В«Если будет стабильность на рынке грузоперевозок, то можно ожидать прироста объема премий в сегменте юрлиц, а также роста доли годовых полисовВ», – считает он.Говорят, новичкам везет. Похоже, это правило относится не только к азартным играм. В прошлом году по полисам В«Зеленая картаВ» не произошло ни одного серьезного ДТП с участием российских автоВ­владельцев. По данным РСА, самая крупная выплата по ущербу жизни и здоровью составила примерно 40В тыс. евро. Впрочем, сами страховщики не питают иллюзий в отношении убыточности. В«Сейчас наблюдается псевдоположительный финансовый результат. В целом мы прогнозируем уровень убыточности в 65%, что и заложено в структуре тарифной ставки системы “Зеленая карта”», – уточняет Евгений Уфимцев.В«Уровень выплат в 2009 году действительно был небольшой, но его нельзя считать окончательным, – убежден Сергей Разуван. – Почти по половине ДТП мы пока не получили документов из-за рубежа. Кроме того, 30 тыс. договоров прошлого года сегодня еще продолжают действовать, по ним тоже возможны убыткиВ». Дело в том, что срок урегулирования страховых случаев в Европе не такой жесткий, как в российской системе ОСАГО: выплаты должны осуществляться в течение трех месяцев с момента обращения клиента. А компенсации по ущербу жизни иВ здоровью могут выплачиваться на протяжении многих лет. Например, если состояние здоровья потерпевшего ухудшится и потребует дополнительного лечения или специального ухода.Что же касается лимитов, то они не идут ни в какое сравнение с российскими. В Австрии выплаты по имуществу могут составлять до 1 млн евро, а по ущербу жизни и здоровью – до 5 млн евро. В«Самые большие убытки могут быть по ДТП, произошедшим в странах, в которых вообще нет ограничений по выплатам. Лимит страхового покрытия, например, не предусмотрен законодательством Люксембурга, Туниса иВ Бельгии, а в Испании компенсации за вред жизни и здоровью могут достигать 70 млн евроВ», – рассказывает Андрей Горанов, директор управления страхования по международным программам В«РосгосстрахаВ». Очевидно, что для компании, которая собирает около 2–3 млн евро в год, один серьезный убыток может перекрыть все сборы. В«Рынок В«Зеленой карты» – это В«долгоиграющийВ» и вариативный рынок. Страховая компания может несколько лет успешно и безубыточно работать на нем, но три-четыре страховых случая, произошедших с жителями ЕС, – и компания лишается порядка 5–7 млн евро, что для некоторых игроков вполне может означать потерю рентабельностиВ», – считает Евгений Дубенский из В«РосноВ».Пока участники рынка не готовы оценить рентабельность нового бизнеса: результаты по сборам понятны, а вот с выплатами не все очевидно. В«Когда мы начинали работать, то ориентировались на убыточность в районе 60%. Такие оценки давали независимые эксперты, основываясь на европейской статистике. Оправдаются ли эти прогнозы, будет ясно как минимум года через триВ», – говорит Андрей Горанов. Итоги первого квартала подтвердили опасения. Динамика рынка начала меняться. В прошлом году рост ДТП соотносился с ростом количества договоров. Но теперь число аварий увеличивается быстрее. По данным российского бюро В«Зеленая картаВ», только в январе–марте 2010-го произошло уже около 600 происшествий с российскими водителями за рубежом.Появились и первые крупные убытки. ДТП, случившееся на территории Финляндии в январе, потребовало резервов в 100 тыс. евро. В«Но это только резервы, в реальности ущерб будет значительно больше, польку в результате аварии серьезно пострадал человек. А в Финляндии установлено безлимитное покрытие по ущербу жизни и здоровьюВ», – уточняет Сергей Разуван. Предварительный ущерб от другого ДТП в Финляндии с участием двух грузовиков оценивается в 120 тыс. евро. Еще одна серьезная авария с участием российского автовладельца произошла в Испании: грузовик врезался в здание, в результате чего оно полностью сгорело. По первым оценкам, ущерб составляет 200 тыс. евро. Но сумма может вырасти – предельный лимит по имуществу в этой стране составляет 15 млн евро.По прогнозам Сергея Разувана, в 2010 году количество аварий вырастет как минимум вдвое. В«Этот бизнес всегда считался очень рисковым. У нас нет иллюзий. Убыточность будет расти. В первом квартале мы уже зарезервировали под серьезное ДТП около 200 тыс. евро. Но мы понимаем, что этим бизнесом выгодно заниматься, если у тебя большая доля рынка. Мы надеемся ее увеличитьВ», – говорит Андрей Знаменский, руководитель северо-западной дирекции В«Эрго РусьВ».Российское бюро В«Зеленой картыВ» прогнозирует в этом году некоторый рост рынка. В«Пока мы отмечаем устойчивый спрос на полисы на уровне 60В тыс. договоров в месяц. Но эти показатели, скорее всего, будут перекрыты. Поскольку все пиковые сезоны – лето и декабрь – впереди, – говорит Сергей Разуван. – В этом году объем премий может составить порядка 50 млн евроВ».В Компании – участники системы В«Зеленая карта» Премии по итогам 2009 г., млн руб.Премии за I квартал 2010 г., млн руб.Эрго Русь451,4120,7Двадцать первый век193,654,5Айни178,551,9Спасские ворота165,740,0АльфаСтрахование135,136,0Согласие126,431,2Военно-страховая компания98,823,1Росгосстрах94,851,9Росно87,721,8Ресо-гарантия64,214,6Русский мир53,50,0*ЖАСО37,94,6* Бизнес передан в В«РосгосстрахВ».Источник:РосстрахнадзорВ В