«Viberi» Облигации для среднего бизнеса
«Viberi» Облигации для среднего бизнесаМощный толчок развитию рынка облигаций дало государство. С 1 января 2004 года действуют поправки в закон «О налоге на операции с ценными бумагами», в соответствии с которыми ставка налога на эмиссию составляет 0,2% от объема выпуска, но не более 100 000 рублей. Ранее действовала ставка 0,8%, что отпугивало от прозрачного рынка облигаций многих потенциальных эмитентов.
Кредиты надоели. По данным ЦБ, количество кредитов на сумму от $1 млн до $5 млн составляет до 70% от общего числа кредитов, выданных юридическим лицам. Но по мере увеличения объема привлеченных кредитов возможности надежного обеспечения со стороны заемщика исчерпываются. Аргументом в пользу выдачи кредита становятся идеи, облаченные в форму бизнес-планов. Реакция банков на подобные предложения весьма предсказуема: отказ. Иной ответ подразумевает готовность кредитной организации не только принять на себя риск невозврата, но и отнести такой кредит в четвертую, самую высокую группу риска согласно классификации ЦБ. А это влечет за собой создание резервов в ЦБ в размере 100% выдаваемого кредита.
В отсутствие залога актуальными становятся беззалоговые инструменты привлечения финансирования, прежде всего ценные бумаги.
От векселя к облигации. Несырьевые компании, а также коммерческие банки до сих пор активно осваивали вексельный рынок. Специалисты оценивают объем этого рынка в России в 70-110 млрд рублей. Но вексельный рынок не позволяет компании создать публичную кредитную историю и диверсифицировать круг кредиторов. Этого можно добиться с помощью облигационного займа.
В последние два года рынок облигаций бурно развивается. Наряду с крупными компаниями сырьевого сектора на него выходят предприятия самых разных отраслей: сеть игровых автоматов «Джекпот» и авиаперевозчик «UTair», дистрибьютор компьютеров и комплектующих «НТ Компьютер» и лизинговая компания «Тяжмаш», сеть салонов сотовой связи «Евросеть» и «Елисеев палас отель», инвестиционно-строительная компания «Правовой центр жилья» и «Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение»…
Эти предприятия показали, что биржевой рынок капитала доступен не только сырьевым концернам, но и представителям среднего бизнеса. Спрос же на корпоративные облигации стабильно превышает предложение и будет обеспечен за счет свободных ресурсов, которым компании не могут найти достойного применения.
Некуда вкладывать. Менеджеры крупнейшего в России оператора IP-телефонии позволяют себе инвестировать средства на короткий срок (от нескольких часов до нескольких дней) в международный валютный рынок Forex. Конечно, принятие таких рисков для оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия массово не распространено, однако ярко отражает стремление компаний самостоятельно размещать свободные средства и готовность идти на риск.
Действительно, собственники и менеджеры компаний не согласны с положением, когда их свободные средства приносят им гораздо меньше уровня инфляции. Проценты, начисляемые юридическим лицам на ежедневный остаток по счетам, составляют от 0 до 1,5% годовых, что на порядок меньше процентов, начисляемых банку при использовании этих средств для краткосрочного (однодневного, точнее на одну ночь — overnight) кредитования другого банка — 3-15% годовых. А в период с последнего числа предыдущего месяца по первое число месяца настоящего ставка по кредиту overnight может достигать 20% и даже 25% годовых.
Выход из ситуации для компаний простой — надо самостоятельно инвестировать средства в доходные и ликвидные инструменты. Например, в облигации среднего бизнеса.
Автор — сотрудник СДМ-банка.
Рубрики