Рубрики
Статьи

«Viberi» Основа стабильности

«Viberi» Основа стабильности
«Viberi» Основа стабильностиВ 2007 году объем производства водки и ЛВИ составил 131,5 млн дал, что очень близко к показателям докризисного 2005 года, давшего 132,4 млн дал. Результаты кризисного 2006-го оказались значительно скромнее – 119,6 млн дал, это самый низкий показатель за последние 10 лет. Что не удивительно – из-за введения ЕГАИС и замены акцизных марок большинство российских ликеро-водочных заводов в первом квартале 2007-го вынуждено было приостановить или полностью остановить свое производство. К­ апрелю ситуация нормализовалась.
Восстановив докризисные показатели, рынок водки и ЛВИ, скорее всего, останется на том же уровне и в 2008 году. По самым смелым прогнозам, годовой прирост может составить чуть более 1,5%. Стабилизация объясняется двумя причинами – производить больше дорогой водки нет смысла, так как количество ее потребителей ограничено, а малобюджетная легальная продукция находится в жесткой конкуренции с «нелегалами». Что же касается экспорта, то на продвижение русской водки за рубежом у большинства компаний просто нет денег. Поэтому и результаты очень скромные. Самым большим достижением можно считать 4% немецкого водочного рынка, завоеванные торговой маркой «Парламент». Но это всего 200 тыс. дал в год. Водка в Германии особой популярностью не пользуется – на ее долю приходится лишь 4% местного рынка крепкого алкоголя.
Водка – единственный алкоголь, у которого есть общероссийские брэнды. Лидерами потребительских предпочтений в премиальном сегменте являются «Русский стандарт» и «Парламент». В лоу-премиальном сегменте за первую позицию соревнуются «Вальс Бостон» и украинская «Немирофф медовая с перцем». Среднеценовой сегмент явного федерального лидера не имеет. Здесь уместнее говорить о региональных брэндах. Например, в московском регионе тройка лидеров выглядит так: «Богородская», «Путинка», «Зеленая марка – кедровая».
По мнению аналитиков, самым перспективным направлением для развития водочной отрасли в России является так называемый «народный сегмент», большей частью находящийся на нелегальном положении (неучтенная водка, с которой не уплачены налоги, и суррогаты). Однако ожидается, что в течение ближайших нескольких лет лидеры рынка («Росспиртпром», «Русский алкоголь», «Синергия» и другие), аккумулировав значительные ресурсы, начнут выпуск малобюджетной водки и ЛВИ в ценовом сегменте в районе 70 рублей. Маржа на единицу продукции здесь минимальна (8–10 рублей), но зато имеется возможность при административной поддержке государства серьезно потеснить «черный» рынок, отвоевав у него от 35 до 50 млн дал водки ежегодно. А это уже очень серьезные деньги.
Единственным условием для экспансии в этом направлении является наличие производственных мощностей либо возможности для их быстрого наращивания. Те компании, у которых на это средства нет, в дележе нового «пирога» участвовать не будут.