Рубрики
Статьи

О рынках в программе Германа Грефа

О рынках в программе Германа Грефа
О рынках в программе Германа ГрефаВнесенный в правительство документ разделяет развитие финансовых рынков и банковского и страхового сектора, что само по себе довольно странно на фоне процессов интеграции различных элементов финансовой системы не только за рубежом, но и в России. Идет пенсионная реформа, рассматривается целый ряд законопроектов, направленных на секьюритизацию активов, инвестирование страховых резервов.
Причиной тому является отсутствие однозначного понимания органами власти структуры финансового рынка, а также нормативного закрепления определения данного понятия в российском законодательстве. При этом нет и взаимосвязи с используемыми терминами «рынок финансовых услуг» и «фондовый рынок». Последний из них, кстати, употребляется и в анализируемом проекте программы.
В этой связи ранее принятая Программа социально-экономического развития РФ на 2002-2004 годы была более последовательной и логичной, поскольку объединяла в одном подразделе «Финансовая инфраструктура» банковскую систему, денежный, фондовый и рынок страховых услуг.
Отсутствие учета межсистемных взаимосвязей разработчиками программы имеет еще один результат-в разделе «Развитие банковского и страхового сектора» предложена разработка самостоятельной Концепции развития страхового рынка. И пока совершенно не понятно, как все эти отдельные концепции и стратегии развития различных элементов финансового рынка будут согласованы между собой.
Не совсем корректным с точки зрения юридической техники является принятие самостоятельных законов об органе по регулированию и надзору, об инсайдерской информации, о производных финансовых инструментах, о клиринге и о центральном депозитарии-все они совершенно логично могли бы стать главами одного закона о финансовом рынке. Современная российская законотворческая практика свидетельствует о том, что увеличение количества отдельных законов прямо пропорционально увеличению коллизий между ними.
Не содержится в проекте программы и указания на необходимость реформирования законодательства о финансовом рынке в части закрепления в нем норм прямого действия. На это указывал руководитель ФСФР России Олег Вьюгин на заседании правительства 25 ноября 2004 года. Это позволило бы одновременно «убить двух зайцев»-с одной стороны, многие правила, действующие на рынке, по сути являются ограничениями права на предпринимательскую деятельность, свободного перемещения финансовых средств и в соответствии с Конституцией РФ должны устанавливаться именно на уровне закона. С другой стороны, прямое действие значительно сузило бы сферу ведомственного нормотворчества, устранив неизбежно возникающие противоречия между документами разных органов и необходимость межведомственной координации, предлагаемой в программе.
Недостаточно обоснованным является установленный в программе «показатель, характеризующий выполнение мероприятий», иными словами, критерий эффективности государственного регулирования -капитализация фондового рынка по отношению к ВВП. Для России, на организованном рынке которой обращаются бумаги ничтожно малого по сравнению с общим количеством числа эмитентов, данный критерий вряд ли будет показательным.
Гораздо логичнее было бы оценивать рынок ценных бумаг по его месту в инвестиционном процессе: ведь основная функция рынка-перемещение капитала, а не увеличение биржевых индексов. А пока здесь гордиться нечем-по такому, например, показателю, как доля выпуска акций в структуре инвестиций в основной капитал, Россия на порядок отстает от большинства развитых и развивающихся стран, опережая разве что Индонезию.
Таким образом, краткий анализ программы, внесенной в правительство, показывает, что многие важные вопросы развития финансового рынка пока далеки от решения.
Автор-руководитель представительства РО ФСФР России в Юго-Западном регионе по Воронежской области (публикация отражает личную точку зрения автора и не может рассматриваться как официальная позиция ФСФР России)