Рубрики
Статьи

Новаторы четвертого созыва

Новаторы четвертого созыва
Новаторы четвертого созываВ прошлом году депутаты рассмотрели более двух сотен законов, причем некоторые из них проскочили почти мгновенно — 14 законов приняли в целом за один день. Такую скорость обеспечивают «монополия» «Единой России» и нововведение Госдумы четвертого созыва — «нулевое» чтение, когда министры и депутаты рассматривают законопроекты еще до официального внесения их на рассмотрение, а потом остается только принять их сразу в трех чтениях. Правда, эти документы и не представляли особой сложности, так как по большей части серьезных изменений после их принятия в экономике не произойдет. А вот с тяжеловесными проектами у Госдумы существуют определенные сложности. Дольше всех мучился закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — первое чтение он прошел 26 октября 1996 года, а окончательное состоялось 26 ноября 2004 года.
Больше года депутаты думали над поправками в закон об акционерных обществах. В итоге они все-таки позволили общему собранию акционеров прекращать полномочия всех членов совета директоров, а также уточнили термин «чистая прибыль» и порядок расчета и выплаты дивидендов. Наконец-то законодатели приняли закон о коммерческой тайне, первое чтение которого прошло еще в мае 2003 года, а также добавили в Налоговый кодекс новые главы о госпошлине и водном налоге.
В прошлом году появились изменения в земельном законодательстве, направленные на обеспечение частных и публичных прав на землю, и был определен порядок действий органов власти в отношении участков в частной и публичной собственности, а также правила перевода земель из одной категории в другую. Помимо этого Госдумой был рассмотрен ряд документов в рамках программы по формированию рынка доступного жилья, а также страхования вкладов физических лиц в банках.
По мнению председателя правления НАУФОР Елены Авакян, в 2004 году были также приняты позитивные для фондового рынка поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые направлены на стимулирование его инфраструктуры. «Часть законопроектов, способных повлиять на инвестиционный климат в России, получила свое развитие, однако концепции некоторых законов еще не созрели и их непринятие Госдумой уменьшило число стрессовых для рынка факторов», — объясняет она.
Также в прошлом году был принят закон о валютном контроле, который разрешил россиянам проводить капитальные операции с зарубежными ценными бумагами.
Правда, как отметил президент общероссийской общественной организации ACI Russia Игорь Суздальцев, закон содержит и позитивные, и негативные положения: к примеру, ему непонятно, для чего необходимо открытие специального счета для таких операций.
По мнению президента Московской международной валютной ассоциации Алексея Мамонтова, в чисто законодательном плане Дума работала достаточно результативно. «Гораздо более низкую оценку заслуживает деятельность депутатов нового созыва в формировании инвестиционного и политического климата, — считает он. — Отсутствие реальной межпартийной борьбы и «подравнивание» выборных органов под президентскую «вертикаль» снижает уровень и качество работы законодательного собрания и усиливает недоверие общества». С ним согласен депутат Госдумы Сергей Глазьев, который отмечает, что результаты работы Госдумы доказывают: в отсутствие политической конкуренции партия власти «тупеет и деградирует», в результате чего «весь год думское большинство не задумываясь штамповало законы, не обращая внимания на критику оппонентов».
«Сезонная» работа. Наиболее напряженные периоды в работе Госдумы — месяц-два до окончания сессии. Именно на это время приходится наибольшее число чтений законопроектов. В начале сессии, особенно весенней, депутаты не торопятся что-либо рассматривать, а настраиваются на работу. Именно поэтому большое число проектов накапливается и на последних заседаниях как стихийное бедствие обрушивается на чиновников. При этом многие законы должны были вступить в силу с 1 января 2005 года, для чего Госдуме надо было поторопиться. Именно поэтому специалисты отмечают, что ряд документов был недостаточно проработан, так как принимался в спешке. Благо «монополия» партии власти и «нулевое» чтение позволяют принимать законы достаточно быстро. Как заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, у депутатов четвертого созыва есть шанс всего за три года «принять изменения для реализации реформ во всех областях». На этот счет депутат Госдумы Сергей Бабурин отметил: «Я за то, чтобы законодатели работали быстро, но не до такой же степени, когда в тексте законопроектов имеются принципиальные нелепости».
Если посмотреть, какие проекты принимали или отклоняли, то можно сделать вывод, что президент и правительство вносят документы куда более проработанные, чем сами депутаты, а уж тем более представители региональной власти.